В РАО обсудили воспитательную систему С.Т. Шацкого

Меню раздела

В Российской академии образования состоялось заседание бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики, на котором ведущие ученые рассмотрели принципы воспитательной системы С.Т. Шацкого.

С вступительным словом к участникам заседания обратился и.о. академика-секретаря Отделения, академик РАО Михаил Львович Левицкий, который подчеркнул, что необходимо выработать единые подходы к формированию духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей, которые легли бы в основу процесса воспитания. Он отметил, что в настоящее время как никогда актуальна высказанная Станиславом Теофиловичем мысль о том, что «…занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо отброшены учащимися, либо способствовать воспитанию двуликих Янусов, соглашающихся с установками педагогов, но поступающих им вопреки».

С ключевым докладом «Воспитательная система С.Т. Шацкого и современность» выступил член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, доктор педагогических наук Виктор Петрович Голованов.

Он рассказал о главных идеях Станислава Теофиловича Шацкого – российского и советского педагога-экспериментатора, создателя воспитательных учреждений новаторского типа – и о том, как эти идеи можно использовать для совершенствования современной образовательной системы.

Виктор Петрович подчеркнул, что по мнению С.Т. Шацкого, главное влияние на ребенка оказывают не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Поэтому значимые факторы деятельности в процессе обучения и воспитания – творчество и самостоятельность. А школа должна выступать центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия общественных организаций и населения, объединяя нравственное и интеллектуальное, волевое и эмоциональное воспитание.

«Учитель – ключевая фигура перестройки школы. Культурность и высокая нравственность делают педагога личностью, без которой нет школы. Личный пример педагога оставляет след у молодых людей на всю последующую жизнь, – отметил В.П. Голованов. – Новой школе, писал ученый, требуется новый учитель, способный не только вести преподавательскую работу, но обученный процедурам и методам исследования ребенка и окружающей среды, умеющий создать в среде благоприятную обстановку для роста и развития ученика. Успешность обучения учителем определяется, прежде всего, его пониманием значений и смыслов деятельности школьника».

По итогам состоявшейся дискуссии были определены актуальные направления практической реализации идей С.Т. Шацкого в современной школе.