21 октября состоялось заседание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО по теме «Педагогическое образование за рубежом: проблемы и перспективы».
Повестка дня включала обсуждение тенденций развития педагогического образования за рубежом. К ним относится: тщательный отбор абитуриентов на программы педагогического образования, а также стратегия и тактика развития учителей-новичков: наставничество, коучинги и другие.
Открыла заседание председатель Научного совета, научный руководитель Института стратегии развития образования (ИСРО) РАО, член-корреспондент РАО, доктор философских наук Светлана Вениаминовна Иванова. Она подчеркнула: подготовка кадров для школы будущего – один из главных вызовов, стоящих перед педагогическим образованием всего мира. Важно изучать опыт зарубежных стран в области педагогического образования, чтобы потом адаптировать передовые зарубежные образовательные практики с учетом ориентиров развития, имеющихся условий и возможностей.
С вступительным словом к участникам заседания обратился и.о. академика-секретаря Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академик РАО, доктор педагогических наук Михаил Львович Левицкий. Он отметил, что Научный совет объединяет усилия ведущих экспертов в области сравнительной педагогики, а исследования в этой области занимают лидирующее место в исследованиях в сфере наук об образовании.
С приветственным словом также выступила и.о. директора ИСРО РАО, кандидат педагогических наук Татьяна Владимировна Суханова. Она поделилась информацией об основных крупных проектах, которые реализует Институт для школ России, особо отметив проекты по обновлению программ среднего профессионального образования, по методическому сопровождению открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе и по сопровождению открытия новых школ.
С докладом «Педагогическое образование за рубежом» выступила руководитель лаборатории педагогической компаративистики и международного сотрудничества ИСРО РАО, доктор педагогических наук Ирина Августовна Тагунова.
Она отметила, что подходы к разработке содержания и форм организации педагогического образования практически во всех странах мира базируются на идеях психологов Жана Пиаже, Джона Дьюи, Льва Выготского, педагога Ли Шульмана и математика Джона Нэша. Эти идеи нашли свое отражение в конструктивистском подходе к педагогическому образованию, концептуализации содержания педагогического знания и особенностях современного компетентностного подхода.
В своем докладе И.А. Тагунова подробно рассказала о компетенциях современного учителя. Сегодня ключевая фигура в процессе подготовки учителя – это будущий учитель-студент, выстраивающий свои знания через поиск, исследования и решение проблем. Педагог больше не передатчик знаний, а помощник, организатор и стратег учебного процесса. Поэтому программы подготовки педагогов должны быть направлены на связь знаний, навыков и творческого подхода в процессе обучения, интеграцию различных видов деятельности, развитие критического, аналитического и логического мышления обучающихся.
Старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики и международного сотрудничества ИСРО РАО, кандидат педагогических наук Оксана Игоревна Долгая также выступила докладом «Особенности педагогического образования за рубежом».
Она осветила особенности отбора абитуриентов, поступающих на педагогические программы за рубежом, особенности организационных моделей подготовки и направлений педагогической практики учителей, а также этапы введения учителей в профессию в странах, имеющих высокие достижения в области педагогического образования. Она рассказала о стратегиях смешанного обучения и практиках непрерывного обучения учителей, которое является сегодня неотъемлемой составляющей педагогического образования.
Докторант ИСРО РАО, кандидат педагогических наук Оксана Васильевна Китикарь представила доклад по теме «Сравнительный анализ развития систем педагогического образования России и Приднестровья как фактор продвижения российского образования за рубежом».
Она рассказала о теоретических, методологических, целевых и содержательных основах для модернизации системы непрерывного педагогического образования в Приднестровье, находящегося в образовательном нормативном поле России.
Ранее Институт стратегии развития образования и ряд ученых Российской академии образования провели сопоставительные исследования систем образования стран постсоветского пространства. Результаты были изданы в четырех томах. На данный момент работа в этом направлении продолжается.