В Российской академии образования 23 апреля 2019 г. под руководством академика-секретаря М.Л. Левицкого прошло совместное заседание бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики и Отделения общего среднего образования. Множество вопросов и оживленное обсуждение вызвало выступление Александра Данилюка, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета на тему «Интегративно-модульная организация содержания общего образования на основе современных информационных технологий».
Докладчик отметил, что стремительно развивающиеся цифровые информационные технологии оказывают сильное влияние на социально-экономические отношения и меняют их качественно. Переход от постиндустриального к информационному обществу является свершившимся фактом, а развитие цифровой экономики – приоритетной государственной задачей. Ощутимо и их воздействие на образование. В то же время, по мнению выступающего, широкое применение информационных технологий пока не оказывает существенного влияния на процесс отбора содержания общего образования. Научное понимание закономерностей, основ и критериев конструирования содержания всегда считалось сложнейшей проблемой и самой важной задачей дидактики. Вопрос: «чему учить?», предшествует вопросу: «как учить?», и определяет меру понимания возможностей образовательного процесса.
Проанализировав общее представление о классическом и современном подходах к конструированию содержания общего образования, Александр Ярославович предложил в качестве основной формы конструирования содержания общего образования на основе цифровых информационных технологий использовать цифровой интегративный образовательный модуль (ЦИОМ). В самом общем представлении ЦИОМ – это укрупненная тема учебной дисциплины со встроенной системой межпредметных связей. В выступлении Александр Данилюк описал возможности управление ЦИОМ, его структуру, схему хранения и перемещения, его композиционно-функциональную модель.
«Многие актуальные проблемы образования имеют практическую направленность. Для формирования, к примеру, цифровых компетенций обучение не может быть локальным. То есть это процесс, должен начинаться с начальных классов школы и продолжаться всю жизнь. Как создать систему общего образования, чтобы она, в том числе, обеспечивала и формирование базовых цифровых компетенций? Другой вопрос: «Что такое “Цифровая школа”»? Как создать информационно-образовательную среду, которая бы решала проблемы образования? Например, индивидуализацию образования или облегчение работы учителя. То есть существует множество практических задач, ответы на которые мы должны найти. Я против одностороннего теоретизирования. Считаю, нужны решения, которые бы совмещали теорию и практику. Мы часто много и по-умному говорим, но нужны реальные технологии, которые можно было бы использовать в практике. Я предлагаю одно из возможных решений» — сказал он.