В Госдуме прошли парламентские слушания на тему: «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации»

Меню раздела

Академик РАО, главный ученый секретарь Президиума РАО, доктор психологических наук, профессор Юрий Зинченко принял участие в парламентских слушаниях на тему: «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации». В дискуссии, состоявшейся 18 февраля, приняли участие депутаты, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов исполнительной и законодательной власти, руководители вузов. Открывая слушания, председатель Комитета Вячеслав Никонов констатировал, что вопросы высшего образования вызывают большое общественное внимание. От качества образования и специалистов зависит работа всех без исключения отраслей экономики. Заместитель министра образования и науки Александр Климов сообщил, что задача обеспечения доступности бесплатного высшего образования успешно решена: на протяжении последних четырех лет каждый второй выпускник школы может поступить на бюджетную форму обучения в вуз. Работа над качеством образования продолжается. Особое внимание уделяется развитию инженерного и педагогического образования. Расширяются связи с крупнейшими промышленными предприятиями и госкомпаниями и практика целевого обучения. Заместитель председателя Комитета по образованию,член-корреспондент РАО Надежда Шайденко затронула вопрос законодательного определения статуса аспирантуры, которая с некоторых пор стала третьим уровнем образования. Но большое количество современных аспирантов не планируют в перспективе заниматься научной деятельностью. Ученая степень стала атрибутом социального престижа. А среди тех, кто готов заниматься наукой, около 40% предпочли в качестве места работы Германию, Англию, Францию и Канаду. Заместитель председателя Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл по социальному развитию, ректор Поволжского государственного технологического университета Евгений Романов предостерег от системных ошибок в ходе реформирования высшей школы. Безусловно, стране нужны университеты мирового уровня. Но можно ли без региональных вузов решить в полной мере задачу кадровой поддержки развития регионов страны, остается вопросом. С каждым годом растет отток кадров и интеллекта из регионов в крупные мегаполисы, особенно в столицу. Только единицы, окончив столичный вуз, возвращаются на свою малую родину.

Первый заместитель председателя Комитета по образованию, член-корреспондент РАО Олег Смолин акцентировал внимание на реорганизации и ликвидации вузов. Федеральная целевая программа развития образования, по его оценке, глубоко ошибочна, так как базируется на ложных тезисах. Студентов стало почти вдвое больше, чем в советское время, но при этом «бюджетные» сократились. Вузов тоже стало больше, чем было в Советском Союзе, но в расчете на душу населения это все равно меньше, чем в США. Нет доказательств и тому, что чем крупнее вуз, тем умнее студенты.

Директор Института образования человека, член-корреспондент РАО Андрей Хуторской многие проблемы современного высшего образования связывает с отсутствием соответствующей официально утвержденной доктрины образования. Необходимо также отработать и зафиксировать механизмы взаимодействия разных типов заказчиков образования — студентов, работодателей, регионов, страны в целом.