Как с помощью воспитания сформировать внутреннюю позицию школьника? Какова роль образовательной среды в этом процессе? Эти и другие вопросы обсудили ученые Российской академии образования на заседании бюро Отделения общего среднего образования.
С ключевым докладом «Методологические основы развития внутренней позиции личности – важнейшее условие формирования личностных результатов образования» выступил заместитель президента РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Виктор Стефанович Басюк.
«В современном мире, живущем в ускоренном темпе, школьникам все сложнее готовиться к миру завтрашнего дня, особенно если не создается достаточная опора в среде обучения. Наша задача — научить школьников учиться всю жизнь, уметь ставить и достигать целей своего образования, – рассказал В.С. Басюк. – Однако мы с первых школьных лет уничтожаем их стремление учиться самостоятельно и не даем возможности следовать за своими интересами, наказываем их за несоответствие абстрактным критериям успешности».
На заседании отмечено, что достижение личностных результатов образования в период школьного обучения происходит через воспитание. Важно включение воспитательных компонентов в учебную деятельность, выступающую в качестве ведущей у детей и подростков на протяжении всего школьного периода.
Заместитель президента РАО отметил особую роль педагога, который является посредником между социальной средой, окружающей ребенка и личностью самого школьника.
На заседании подчеркнули, что особенно важно научить детей эмпатии и развить у них эмоциональный интеллект. Нужно сформировать у ребенка потребность жить в балансе с природой и научить его осознанности через осмысленное выполнение педагогом своей миссии.
«В школе должна быть создана особая среда для развивающейся личности ребенка, где формируются основные, базовые ценности, внутренняя позиция, мировоззрение, гражданская идентичность. Развитие личности должно выступать как основополагающая цель государственной политики в области образования и как результат деятельности образовательной организации», – заключил Виктор Стефанович.