На заседании бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО участники рассмотрели пути развития нейрообразования в России и обсудили существующие проблемы внедрения фундаментальных исследований мозга в педагогическую практику, результаты нейрофизиологических исследований, способных оптимизировать учебный процесс, а также специфику нейрофизиологических исследований, в которых нуждается образование.
С ключевым докладом «Достижения и перспективы нейронауки в образовании» выступила заведующая кафедрой психологии личности Санкт-Петербургского государственного университета, доктор психологических наук Светлана Николаевна Костромина. Она отметила, что, с одной стороны, последние 10 лет характеризуются значительными достижениями в понимании того, «как мозг учится», а с другой – современная образовательная реальность характеризуется существенным разрывом между высоко технологическими исследованиями мозга и их достаточно скромным использованием в педагогической практике: среди учителей продолжают бытовать нейромифы, а подготовка педагогов в области нейробиологии затрудняет внедрение новейших знаний о механизмах функционирования мозга в учебный процесс.
В ходе доклада были представлены результаты исследований, связанные с изучением нейрональных механизмов усвоения учебной информации, предъявляемой в разных формах: тексты, схемы и так называемые иконические тексты (картинки с текстами или сюжетные иллюстрации), а также процесса овладения новыми абстрактными и конкретными понятиями, который, как и в реальной практике, может происходить с использованием словесных или иллюстративных материалов.
«Очень важно, чтобы полученные фундаментальные знания о работе мозга были интерпретированы через призму педагогический знаний, позволяющих связать результаты нейрофизиологических исследований с практикой образования, – подчеркнула С.Н. Костромина. – Но не менее не важной является и обратная связь: проведение нейрофизиологических исследований, посвященных актуальным проблемам образования, например таким, как развитие понятийного мышления, решение задач, овладение вычислительными навыками, эмоциональная или когнитивная (информационная) нагрузка в обучении. Необходимо, чтобы образование тоже формулировало свой запрос к научному сообществу».