В ходе интерактивной сессии «Детский сад, в который хотят все» Московского международного салона образования ученые ответили на вопросы, волнующие родителей и педагогов: вредны ли гаджеты для дошкольников и как использовать цифровые технологии для развития и обучения?
Член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Николаевич Веракса подчеркнул, что цифровая реальность сегодня, это новые возможности, но вместе с тем и новые угрозы, связанные с развитием ребенка.
«Понимание цифровой гигиены должно быть основано, в первую очередь, на понимании особенностей развития ребенка. Ребенок по своей природе социален, он рождается в семье и его развитие состоит, в первую очередь, в освоении тех культурных правил и норм, которые ему предъявляются взрослыми. Сегодня мы видим две основные сложности в чрезмерном употреблении гаджета. Во-первых, уровень содержания, который транслируется ребенку в современных приложениях, достаточно низок. Во-вторых, гаджет становится способом индивидуального времяпрепровождения ребенка, из которого взрослый, к сожалению, выключен», – сказал Александр Николаевич Веракса.
А.Н. Веракса отметил, что чрезмерное «экранное время» негативно сказывается на развитии ребенка и современные дети обладают рядом эмоциональных сложностей, которые во многом являются следствием недостаточного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Маргарита Николаевна Гаврилова рассказала о Федеральном лонгитюдном исследовании «Растём с Россией», направленном на анализ факторов, которые влияют на развитие детей. Результаты опроса свыше 1000 родителей показали, что в 77% решение о том, какой контент смотреть в большинстве семей принимает сам ребенок.
«Наше исследование показало, что 89% детей проводят с гаджетом больше часа ежедневно. Это негативно сказывается на психике детей и их саморегуляции, они хуже запоминают информацию и им трудно переключатся с одной задачи на другую. При этом дети, которые не взаимодействуют с гаджетами совсем, оказываются малоуспешны в общении с другими детьми, отчасти потому что не знакомы с контентом, который интересует их сверстников», – рассказала М.Н. Гаврилова.
Ученые считают, что запретить использование гаджетов не представляется возможным для гармоничного развития ребенка в группе сверстников, но главная задача взрослого заключается не в том, чтобы создать ситуацию, в которой ребенок занимается самостоятельно, не мешая окружению, а в том, чтобы создать все необходимые условия для реализации детского потенциала.
В этом году ежегодный Московский международный салон образования проходит в дистанционном формате. Организаторы приняли решение изменить формат мероприятия в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Традиционные события Форума и выставка образовательных технологий проходят в режиме онлайн.