24 марта 2020 года на базе Российской академии образования состоялось совещание с главными внештатными педагогами-психологами в системе образования Российской Федерации. В ходе совещания обсуждались первоочередные задачи психологического сопровождения школьного образования в условиях государственных мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции.
Работу совещания, которое проходило в очном формате и режиме видеоконференцсвязи, открыл президент РАО, академик РАО Юрий Петрович Зинченко. В своей приветственной речи Юрий Петрович призвал, в первую очередь, «себя изолировать от вируса, а вирус – от себя», подчеркнув, что пандемия стала источником новых исследовательских и образовательных возможностей.
«Эта ситуация еще больше подтолкнет нас к тому, что мы называем цифровым обществом. Это словосочетание наполнится для нас не просто теоретическими, а уже конкретными смыслами, которые мы ощущаем и в которых мы живем», — отметил Юрий Петрович.
Президент РАО призвал главных внештатных педагогов-психологов наладить работу в своих субъектах по организации учебного времени и пространства школьников, а также назвал карантин возможностью эмоционально сблизиться со своими собственными детьми.
Юрий Петрович Зинченко заверил всех участников совещания, что Российская академия образования обладает мощными интеллектуальными, административными и технологическими ресурсами для того, чтобы стать центром координации психологического сопровождения школьного обучения и дополнительного образования в условиях пандемии.
Продолжила работу совещания научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования, член-корреспондент РАО Татьяна Николаевна Тихомирова, очертив круг первоочередных задач центра. Так, среди наиболее приоритетных действий названы: создание на базе Федерального ресурсного центра сектора антикризисного реагирования, усиление экспертно-консультативной работы и подготовка аналитического отчета по итогам мониторинга психологических служб в образовании для принятия эффективных управленческих решений в субъектах Российской Федерации. Татьяна Николаевна рассказала о специфике понимания дистанционного обучения участниками образовательных отношений – учителями, школьниками и их родителями, и подчеркнула, что различия в понимании этого термина могут стать источником психологического дискомфорта в школах. В ходе обсуждения был предложен целый спектр решений по достижению психологического комфорта при организации дистанционного обучения школьников.
В режиме видеоконференцсвязи участие в совещании приняла и.о. вице-президента РАО, академик РАО Лариса Александровна Цветкова, которая предложила организовать научное исследование различных аспектов образовательной деятельности в условиях карантина и на основе научных результатов сформулировать методические рекомендации для системы образования. Профессор кафедры психологии развития и образования РГПУ имени А.И. Герцена, академик РАО Ирина Александровна Баева поддержала эту инициативу и призвала коллег не терять времени при организации научных исследований в регионах России.
Активное участие в совещании по видеоконференцсвязи приняли главные внештатные педагоги-психологии субъектов Российской Федерации.
Ирина Вениаминовна Кузнецова, директор государственного учреждения Ярославской области «Центр профориентации и психологической поддержки «Ресурс», главный внештатный педагог-психолог Ярославской области предложила максимально грамотно использовать кадровые и административные ресурсы системы образования для повышения эффективности обучения и воспитания.
В своем сообщении Татьяна Николаевна Клюева, директор государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Региональный социопсихологический центр», главный внештатный педагог-психолог Самарской области отметила разрозненность подходов российских школ к организации учебного процесса в ситуации распространения коронавирусной инфекции и подчеркнула важность единства организационных стратегий на федеральном уровне.
Наталия Анатольевна Степанова, декан факультета психологии. ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», главный внештатный педагог-психолог Тульской области рассказала об организации работы психологической службы в Тульской области и отметила недостаточность материально-технического оснащения школ в сельской местности для эффективной организации дистанционного обучения.
Оксана Александровна Драганова, директор Центра развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ», главный внештатный педагог-психолог Липецкой области сообщила о положительных эффектах организованных в субъекте вебинаров для родителей по актуальным темам создания условий дистанционной работы и учебы, подготовки школьников к государственным экзаменам, методам самоорганизации и сохранения мотивации.
Светлана Кронидовна Погребная, доцент кафедры психологии, педагогики и дополнительного образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края, главный внештатный педагог-психолог Краснодарского края направила в адрес совещания письменные рекомендации по организации системы мероприятий по психологической профилактике негативных явлений среди участников образовательного процесса.
В обсуждении системы мер, направленных на снижение возможного психологического напряжения в условиях пандемии, приняла участие главный аналитик Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования РАО, доцент РАО Александра Георгиевна Долгих.
Сергей Борисович Малых, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО предложил сконцентрироваться на возможных сценариях развития событий в плане дальнейшего обучения школьников и проработать варианты реагирования на психологические проблемы в системе образования, связанные со снижением мотивации к школьному обучению, поведенческим и эмоциональным проблемам всех участников образовательных отношений.
Завершая работу совещания, Татьяна Николаевна Тихомирова поблагодарила всех участников и выразила уверенность, что совместная работа ученых Российской академии образования и главных внештатных педагогов-психологов субъектов Российской Федерации будет способствовать созданию наилучших условий для сохранения и укрепления психологического здоровья всех участников образования – обучающихся, их родителей, педагогов и административных работников образовательных организаций.