Основными вопросами, вынесенными на обсуждение, стало подведение итогов работы Академии в период введения режима повышенной готовности, сопровождаемого переводом системы образования в дистанционный режим, а также информация о текущей деятельности Академии. В связи с неблагоприятной эпидемиологической угрозой и в целях защиты здоровья членов Академии от COVID-19 собрание было организовано в смешанном (очно-дистанционном) формате в связи с сохраняющейся неблагоприятной эпидемиологической угрозой и в целях защиты здоровья членов Академии от COVID-19 с соблюдением всех правил безопасности согласно указам мэра города Москвы.
Накануне, 10 августа, состоялись общие собрания отделений РАО, на которых академики-секретари подвели итоги работы подразделений за I полугодие 2020 года, а также были заслушаны доклады по основным приоритетным направлениям деятельности.
Открывая общее собрание членов Академии 11 августа, президент Российской академии образования академик РАО Юрий Петрович Зинченко рассказал о деятельности Российской академии образования за период, прошедший с последнего общего собрания членов Академии 12-13 декабря 2019 года.
С января 2020 года члены Российской академии образования приняли участие в более, чем 200 научных мероприятий, направленных на реализацию и совершенствование психологического сопровождения и педагогических практик в сфере образования Российской Федерации. Так, на базе РАО были организованы конференции и открытые лекции, посвященные анализу психологических рисков и перспектив внедрения цифровых технологий в образовательный и воспитательный процесс, развитию цифровой дидактики и новой методологии подготовки педагогов и психологов для сферы образования. Члены Академии выступили экспертами в рабочих группах по вопросам совершенствования обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обсудили вопросы создания условий для их профессионального самоопределения, а также представили свои предложения по совершенствованию системы психологического сопровождения социализации детей с особенностями развития. Особого признания снискали молодые ученые РАО: впервые в истории как нашей Академии, так и гуманитарных наук в целом Премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых был удостоен член-корреспондент РАО Александр Николаевич Веракса, а доценты Академии Александра Георгиевна Долгих и Артем Иванович Ковалев стали лауреатами Премии Правительства Москвы молодым ученым. В марте 2020 года в рамках круглого стола молодых ученых Российской академии образования и Министерства здравоохранения Российской Федерации была обсуждена методология современных междисциплинарных исследований на примере реализуемых Академией научных изысканий. Существенно возрос имидж Академии и на международной арене: в январе состоялся официальный визит ассоциации русистов Словацкой Республики, в ходе которого были намечены перспективы для дальнейшей совместной работы. «За заслуги в развитии непрерывного профессионального образования» имени С.Я. Батышева Российской академии образования была награждена Почётный президент Академии образовательных наук Грузии, иностранный член РАО Натела Шалвовна Васадзе, внесшая значительный вклад в укрепление связей педагогических школ наших стран. Академия всё чаще выступает в качестве проводника гуманитарной мысли, популяризатора научных идей: в феврале этого года была организована открытая лекция в гибридном формате (с возможностью онлайн- и очного участия) «Цифровые технологии и лидерство: возможности и угрозы», а на протяжении марта-апреля состоялась серия интерактивных лекций для школьников образовательных организаций города Москвы в рамках проекта «Научные субботы», на которых учащиеся из первых уст узнали, зачем заниматься исследованиями и как они пригодятся в обычной жизни. Также ученые РАО выступали экспертами в рамках дискуссий Московского международного салона образования (ММСО-2020), который проходил с 26 по 29 апреля 2020 года. Не прекращалась деятельность Академии по выявлению и поощрению талантливых инициатив: 13 апреля стартовал прием заявок на I этап Конкурса молодых ученых в области наук об образовании, а специалисты РАО активно содействовали проведению XVII Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия». Президент Академии совместно с ведущими экспертами РАО вошли в состав экспертных советов при Министерстве науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства здравоохранения РФ и различных фондов, участвующих в реализации национальных проектов «Образование» и «Наука». Особое внимание Юрий Петрович Зинченко уделил деятельности Российской академии образования в период пандемии COVID-19. В марте 2020 года при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российского Союза Ректоров был организован и запущен всероссийский проект #Исследуемдома, в котором приняло участие более 100 000 респондентов. Целью данного проекта было оценить динамику эмоционального состояния и когнитивных процессов всех участников образовательного процесса в условиях резкого перехода на дистантные формы обучения. Специфику психологического сопровождения дистанционного образования обсуждали 24 марта 2020 года на совещании с главными внештатными педагогами-психологами, прошедшем на базе Российской академии образования. Совместно с Министерством здравоохранения РФ и Федеральным медико-биологическим агентством специалисты Академии оказывали практикоориентированное психологическое сопровождение работы медицинских работников и помощь больным COVID-19. Также специалистами РАО и ведущих вузов страны были разработаны рекомендации по организации дистанционного обучения в школах и вузах, которые помогли учителям и педагогам минимизировать риски падения учебной мотивации и возникновения кибирбуллинга в период пандемии, а для безболезненного выхода из условий вынужденной самоизоляции ученые Академии совместно с Российским психологическим обществом в кооперации с Международным союзом психологической науки при ЮНЕСКО разработали рекомендации для различных категорий граждан по выходу из вынужденного стрессового состояния. Президент РАО сообщил, что по результатам исследований в период пандемии, которые были организованы учёными РАО и ведущих вузов страны, готовится к изданию международная научная монография на русском языке «Психологическое сопровождение в период пандемии». В завершение своего выступления Юрий Петрович Зинченко обратил внимание членов Академии на Указ Президента РФ В.В. Путина от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором также обозначены приоритетные направления развития системы образования в России, которые должны стать основой для разработки Программы развития РАО в качестве приоритетных направлений.
С приветственным словом к участникам общего собрания членов Российской академии образования выступила председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова, которая поблагодарила членов РАО за плодотворную совместную деятельность, особо отметив значимость Академии как признанного международного экспертно-научного центра по вопросам наук об образовании, и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество.
В ходе собрания состоялась дискуссия, в которой приняли участие академики-секретари отделений РАО и члены Академии. С докладом о результатах работы совета молодых ученых Российской академии образования выступила член-корреспондент РАО Татьяна Николаевна Тихомирова.
Также члены Академии обсудили изменения в Устав Российской академии образования, вносимые в целях реализации указа Президента РФ от 18 марта 2020 года №193 «О попечительском совете федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования».
Предлагаемые изменения в устав подготовлены комиссией по уставу Российской академии образования и одобрены на заседании комиссии 12 мая 2020 года, рассмотрены 13-14 мая 2020 года отделением философии образования и теоретической педагогики, отделением психологии и возрастной физиологии, отделением образования и культуры, отделением общего среднего образования, отделением профессионального образования, а также отделением российской словесности и получили поддержку всех отделений Академии. После обсуждения проекта членами Академии и на заседаниях отделений РАО, комиссией по уставу Российской академии образования на заседании президиума РАО 15 мая 2020 года были представлены и одобрены президиумом РАО предложения по внесению изменений в Устав, в целях реализации указа Президента РФ от 18 марта 2020 года №193 «О попечительском совете федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» проект изменений, подготовленный комиссией по уставу РАО также обеспечивает унификацию подходов к организации деятельности государственных академий наук, учитывая опыт Российской академии наук, закреплённый в уставе РАН.
На общем собрании Академии 11-12 августа 2020 года, после широкого, детального и глубокого, а порой и эмоционального обсуждения членами общего собрания РАО, по итогам выступления председателя Уставной комиссии РАО академика РАО Игоря Вячеславовича Гайдамашко, заместителя председателя Уставной комиссии РАО, члена-корреспондента РАО, Заслуженного юриста Российской Федерации Владислава Валерьевича Гриба, председателя счетной комиссии общего собрания академика РАО Александра Ивановича Донцова принято решение о внесении изменений в Устав РАО с учетом высказанных членами Академии предложений в целях реализации указа Президента РФ №193 от 18 марта 2020 года, а также гармонизации отдельных положений устава Российской академии образования с положениями устава Российской академии наук. Комиссия по уставу Академии в соответствии с установленной процедурой готовит итоговый документ по результатам обсуждения, состоявшегося в рамках общего собрания членов Академии и принятого общим собранием решения, для его последующего направления в Правительство Российской Федерации.