Президиум Академии с прискорбием сообщает о кончине академика РАО Лапчика Михаила Павловича

Меню раздела

Президиум Российской академии образования с прискорбием сообщает: ушел из жизни академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Михаил Павлович Лапчик, который внес основополагающий вклад в создание теоретических и организационно-методических основ информатизации общего и профессионального образования, теории и методики обучения информатике в школе и вузе.  

Михаил Павлович Лапчик родился в деревне Егоровке на севере Омской области в крестьянской семье. После окончания физико-математического факультета Омского педагогического института им. А. М. Горького с  1964 по 1967 г. – учитель вычислительной математики и программирования физико-математической школы № 125 г. Омска (с годичным перерывом на службу в армии). В  1967 г. приглашен на кафедру математического анализа Омского педагогического института, с которым связана вся его последующая трудовая деятельность. В 1971–1974 гг. прошел аспирантуру НИИ СиМО АПН СССР под руководством члена-корреспондента АПН СССР С. И. Шварцбурда, в кандидатской диссертации впервые дал развернутую характеристику понятия «алгоритмическая культура» (1974). В 1977 году создал в ОмГПИ кафедру вычислительной математики и программирования. С 1979 г. в течение 33-х лет проректор ОмГПИ (с 1993 г. ОмГПУ) – по учебной работе, научной работе, по информатизации, заведующий кафедрой информатики и методики обучения информатике.

В канун введения в школе предмета информатики в 1984 г. по поручению Министерства Просвещения СССР разработал  первые учебные планы и программы подготовки учителей информатики на базе физико-математических факультетов педвузов. На основе этого опережающего опыта учебные планы с квалификациями «Учитель математики (физики), информатики и вычислительной техники» утверждены Минвузом СССР как типовые и  с 1 сентября 1985 г. внедрены во всех педагогических вузах СССР. В эти годы М.П.Лапчиком разработаны основы нового раздела дидактики — методики обучения информатике в школе. В 1985–1986 гг. в группе, руководимой академиком АН СССР А. П. Ершовым, М.П.Лапчик занимался разработкой программ, подготовкой первых отечественных учебников и методических руководств для учителей по школьному курсу информатики. Принимал активное участие в работе и создании общественных учебно-методических объединений Министерств по информатизации образования: с середины 70-х годов прошлого века – член Научно-методического совета (НМС) по вычислительной математике и программированию Минпроса СССР, с середины 80-х – председатель этого НМС и председатель вновь созданного отдельного Учебно-методического объединения по информатизации образования Минобразования РФ при Омском педагогическом университете.  В составе НМС и УМО под руководством М.П.Лапчика в эти годы были разработаны и реализованы основополагающие направления информатизации в системе педагогического образования. В этот же период М.П.Лапчиком опубликована серия новых учебных книг для студентов педвузов и учителей  по курсам основ информатики, программирования, численных методов, методики обучения информатике. С 1989 года на базе ОмГПУ начал действовать Республиканский центр новых информационных технологий образования, консолидировавший усилия ученых страны на разработку и тиражирование средств поддержки внедрения информационных технологий в систему школьного и педагогического образования. В 1993 г. при поддержке Министерства просвещения РФ М.П.Лапчик впервые ввел профильную педагогическую  специальность «Информатика», организовал первый в педагогических вузах России факультет информатики, как председатель УМО по информатизации педагогического образования оказал содействие по введению специальности «Информатика» и созданию факультетов информатики в целом ряде ведущих педвузов Российской Федерации.

В 1999 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук в виде научного доклада «Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах». С 2000 года председатель и член различных диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (математика, информатика, информатизация образования)». В 2005 г. избран  членом-корреспондентом Российской академии образования (РАО) по отделению общего среднего образования (специальность «Теория и методика обучения информатике»), в 2007 г. – первым действительным членом (академиком) РАО по специальности «Теория и методика информатизации образования». В 2006 г. при учредительстве РАО и ОмГПУ создал Омский научный центр РАО.

Доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования М.П.Лапчик внес основополагающий вклад в создание  теоретических и организационно-методических основ информатизации общего и профессионального образования, теории и методики обучения информатике в школе и вузе.  

Научная деятельность и многолетний труд М.П.Лапчика отмечены наградами: Орден «Знак Почета» (1982), Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (2002), Золотая медаль Российской академии образования «За достижения в науке» (2012).