Президент РАО Ольга Васильева: Учителя осваивают новую для себя роль педагога-исследователя

Меню раздела

Современный учитель повышает уровень своего мастерства, осваивает новую для себя роль педагога-исследователя. Об этом президент Российской академии образования Ольга Васильева рассказала в ходе Всероссийского форума «Учитель и наука: практики, компетенции, достижения», который состоялся в Нижнем Новгороде.

Мероприятие организовано в рамках Года науки и технологий Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области совместно с Нижегородским государственным педагогическим университетом имени Козьмы Минина. Цель форума — создание экспертной площадки всероссийского уровня для обсуждения возможностей профессионального развития педагогов, влияния исследовательского потенциала учительского корпуса на развитие инновационного мышления обучающихся.

«Чтобы соответствовать возрастающим требованиям, современному учителю приходится постоянно повышать уровень своего мастерства и даже осваивать новую для себя роль педагога-исследователя, – рассказала Президент РАО Ольга Васильева. – Учитель становится исследователем особенностей современного ребенка. И Российская академия образования в этом вопросе – навигатор для всего профессионального сообщества».

Ольга Васильева подчеркнула, что на протяжении всей своей истории, начиная с 1943 года, Академия развивалась как головная организация в сфере наук об образовании. Сегодня РАО создает Автономную некоммерческую организацию «Научно-образовательный центр» для того, чтобы объединить молодых исследователей со всей страны.

Также в рамках форума состоялось вручение премии «Исток» имени академика И.В. Петрянова-Соколова. Премия присуждается учителям химии, физики и биологии за выдающиеся заслуги в обучении будущих исследователей, инженеров. В этом году ее лауреатами стали 12 учителей естественнонаучных предметов школ Приволжского федерального округа.

Как подчеркнул на открытии форума президент Российской академии наук Александр Сергеев, будущее нашей страны связано с развитием технологий, и «это не борьба за минеральные ресурсы, но борьба за тех, кто быстрее сможет преобразовать новые знания в технологии».

Заместитель президента Российской академии образования, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Басюк выступил на панельной дискуссии «Учитель и наука: смена парадигм для стратегии опережающего развития».

«Очень важно, что такие мероприятия организуются на базе педагогических университетов. Они выступают драйверами тех изменений, которые должны происходить в педагогическом образовании. Все начинается с учителя, и в том числе – переформатирование парадигмы преподавания в школе, в котором мы так нуждаемся в связи с быстрыми изменениями и в экономике, и в общественном сознании».

По словам Виктора Басюка, «если мы хотим что-то менять в будущем, то начинать нужно со школы, где это будущее формируется».

«В наших школах две категории ученых. Первая – специалисты, которые работают в вузах и занимаются с младшими ребятами по зову сердца, передают им свой опыт и знания. Вторая – учителя-практики, которые защищают кандидатские и докторские. На их поддержку направлена деятельность РАО», – рассказал Виктор Басюк.

Участниками форума «Учитель и наука: практики, компетенции, достижения» стали руководители и специалисты органов управления образованием, директора общеобразовательных организаций и учителя-исследователи, представители ведущих педагогических вузов, сотрудники институтов развития образования из 30-ти субъектов Российской Федерации.