Первый день работы I Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете» прошел на двух площадках: на базе Российской академии образования и издательства «Просвещение». Кроме научно-практических дискуссий, состоялось семь форсайт-сессий по самым острым вопросам модернизации педагогического образования в России и за рубежом.
Участников форума поприветствовала президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева, которая объявила, что Российская академия образования берет под контроль образовательные программы, по которым учат будущих педагогов в вузах.
«В 2022 году мы инициируем масштабный мониторинг состояния реализации педагогических образовательных программ в вузах по всей стране: что сегодня преподают студентам? Насколько это отвечает требованиям, которые предъявляет школа, и современным образовательным стандартам? Хватает ли практики? Что стоит добавить, а от чего можно отказаться? После того, как мы получим эти данные, сможем предложить научно обоснованные, реальные механизмы повышения качества педагогического образования, наработать исследовательский материал, который помог бы в разработке единых подходов к развитию педагогического образования», – сказала О.Ю. Васильева.
Исследование будет проводиться под руководством научного руководителя Центра развития педагогического образования РАО, директора института педагогики СПбГУ, председателя ФУМО по высшему педагогическому образованию, член-корреспондента РАО Елены Ивановны Казаковой. В нем примут участие более 200 российских вузов со всей страны.
Кроме того, Ольга Юрьевна отметила, что одним из приоритетов модернизации системы подготовки кадров является эффективная работа с молодежью, с новыми формами и методами воспитания в системе высшего профессионального педагогического образования.
На научно-практической конференции «Педагогический профессионализм: современное состояние и перспективы развития» выступил заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Владимирович Афанасьев, который отметил, что, согласно контрольным цифрам приема на бюджетные места в текущем учебном году,
36 тысяч будущих педагогов поступило в вузы системы Минпросвещения России, и 36 тысяч – в вузы системы Минобрнауки России.
«Значит ли это, что мы имеем две разные системы подготовки педагогов? Ответ отрицательный. Мы исходим из единых принципов построения системы подготовки педагогических кадров в стране, но от этих принципов до их реализации нужно пройти серьезный путь и достичь понимания содержательного ядра педагогического образования, – рассказал Д.В. Афансьев. – Это большая, ответственная и очень интересная работа, в которой деятельность Академии является нашим научным фундаментом. РАО не просто партнер, а важный участник всех процессов изменения системы высшего образования в целом и системы педагогического образования в частности».
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Анастасия Владимировна Зыряноваподчеркнула, что сегодня в вузах наблюдается существенное различие в объемах теоретической и практической подготовки учителей. Главная стратегическая задача профессионального сообщества – обеспечить равное качество подготовки будущего педагога в любом вузе страны.
«Совершенствование системы подготовки современного педагога должна носить опережающий характер. Те результаты, о которых мы говорим сегодня, завтра могут быть не так актуальны, поэтому всем нам надо объединяться перед лицом новых вызовов. Необходимо гибко реагировать на изменения в системе, ставить новые задачи для повышения качества образования, что в конечном счете должно привести к повышению благополучия населения России как ключевой цели национального развития», – поделилась А.В. Зырянова.
На конференции также выступили научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, директор Института педагогики СПбГУ, председатель ФУМО по высшему педагогическому образованию, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Елена Ивановна Казакова, ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАО, доктор исторических наук Алексей Владимирович Лубков, директор Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор исторических наук Айдар Минимансурович Калимуллин, ректор Белорусского государственного университета, иностранный член РАО, доктор педагогических наук Андрей Дмитриевич Король.
Форсайт-сессии в том числе результировали в предложения по повышению эффективности работы с психологией исследовательского поведения на ранних этапах, унификации базовых компетенций для студентов всех вузов, исключению деления на учебную и внеучебную воспитательную работу, выявлению связи между постоянно растущей системой образования и формированием предпрофессионального и профессионального интереса.