18 марта в РАО завершилась работа I Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете», который прошел при поддержке Минобрнауки России. Его участниками – очно и онлайн – стали более 700 представителей российских и зарубежных вузов, в которых готовят будущих учителей, представители федеральных органов управления образованием, а также ведущие ученые и эксперты.
В ходе форума сформированы ключевые подходы к развитию педагогического образования в российских классических университетах, подготовлены проектные предложения в области педагогической науки, анонсированы основные мероприятия РАО и Минобрнауки России в области развития педагогического образования в 2022 году.
«Площадка Академии стала местом для продуктивных научных дискуссий. Что для меня особенно важно? В этой работе участвовали руководители вузов, профильных факультетов и институтов со всей страны. Ее результаты несут реальную практическую пользу для развития системы высшего образования в регионах», – рассказала президент РАО Ольга Юрьевна Васильева.
Она отметила важность обеспечения постдипломной поддержки молодых ученых, развитие деятельности Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО. Ролью Академии обозначено служение важным научно-методическим, прогностическим и экспертным центром в сфере высшего образования.
«В нашей стране во все времена к учителям относились с особым уважением. Это люди, которые выбрали для себя благородную, ответственную цель в жизни – быть наставником, передавать свои знания, опыт, раскрывать талант и быть примером. Сегодня в нашей стране более 453 тысяч человек обучаются на педагогических направлениях. Эти специальности пользуются спросом у абитуриентов, поэтому на 2021/2022 учебный год на 14% было увеличено количество бюджетных мест. В новом учебном году мы планируем принять в университеты страны на бюджетной основе более 75 тысяч будущих педагогов. Наша главная задача сегодня, сохраняя традиции, сделать педагогическое образование как в профильных, так и в классических вузах качественным и отвечающим вызовам времени», – сказал Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Николаевич Фальков.
В числе перспективных направлений партнерства Минобрнауки России, ведущих вузов и РАО В.Н. Фальковым обозначена совместная деятельность по совершенствованию учебно-методических материалов по преподаванию истории в высшей школе. Подчеркнута важность скоординированной работы по оказанию содействия Донецкой и Луганской народным республикам в развитии современных систем образования.
РАО обозначена важнейшей площадкой регулярного диалога по ключевым проблемам развития педагогического образования с привлечением студентов и молодых ученых.
Участие в работе форума также приняли заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Владимирович Афанасьев, заместитель Министра просвещения Российской Федерации Анастасия Владимировна Зырянова, заместитель президента РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО Виктор Стефанович Басюк, научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, председатель ФУМО по высшему педагогическому образованию, член-корреспондент РАО Елена Ивановна Казакова.
На площадках форума обсуждены ключевые вызовы, встающие перед отечественной системой подготовки педагогических кадров – необходимость обеспечения единства образовательного пространства, совершенствование моделей постдипломного сопровождения профессиональной деятельности педагога, усиление профориентационной работы среди школьников, обеспечение новых подходов к организации и проведению педагогических практик, решение проблемы цифровизации педагогического образования.
На совещании руководителей организаций высшего профессионального образования, заместитель президента РАО, член-корреспондент РАО В.С. Басюк отметил необходимость формирования единых государственных подходов к развитию педагогического образования, при которых должно оставаться место экспериментальным практикам, а также призвал вузы, занимающиеся подготовкой будущих учителей, работать в команде, делиться друг с другом лучшим опытом.
Еще одним событием форума стал международный круглый стол «Развитие педагогического образования на пространстве СНГ». Его участники обсудили модели повышения качества профессиональной педагогической подготовки, модернизацию системы непрерывного педагогического образования в контексте современных вызовов, подходы к развитию интеграции в области педагогического образования в странах СНГ с точки зрения форматов и механизмов работы. С докладами выступили иностранные члены РАО и представители профильных образовательных организаций Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении, Таджикистана и Молдовы.
Среди направлений по сближению национальных систем обозначена разработка согласованных критериев и технологий мониторинга состояния и качества педагогического образования на пространстве СНГ. Также обсуждены взгляды на параметры метакомпетенций педагога XXI века, среди которых – умение проектировать свою профессиональную траекторию и мотивированно развивать компетенции на протяжении всей жизни. Участники согласились, что дальнейшее углубление интеграции должно в том числе строиться на формировании и внедрении универсальных для региона программ повышения квалификации педагогических работников.
Параллельно с проводившимися в РАО мероприятиями прошли дискуссии и круглые столы на площадках университетов – МГУ имени М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, МГПУ. Их участники обсудили взаимосвязь между образовательными программами магистратуры и актуальными потребностями экономики и рынка труда, стратегии подготовки педагогических кадров в современном техническом вузе, научно-исследовательскую работу в рамках подготовки педагогических кадров.
Ключевые тезисы выступлений доступны в Telegram-канале форума.
Записи трансляций доступны по ссылкам: