Российские ученые выяснили, какие факторы влияют на выбор школьниками инженерных специальностей.
Ученые Российской академии образования (РАО) проанализировали интеллектуальные способности, академические успехи и представления российских школьников о перспективах выбора будущей профессии и выяснили, какие факторы влияют на их решение.
Цель исследования – изучение барьеров, которые возникают при выборе так называемых STEM-профессий (от S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics), а также факторов, которые, наоборот, обеспечивают успешность профессионального развития в области высоких технологий.
Результаты исследования показали, что чаще всего профессии в естественнонаучной и технической сферах выбирают школьники с более высокими академическими оценками в точных науках (биологии, физике, химии) и пространственными способностями, а также с большим словарным запасом. Высокая оценка своих математических способностей и уровень карьерных и материальных притязаний также влияет на выбор этих профессий.
Наиболее интересные результаты были получены при анализе факторов выбора STEM-специальностей у юношей и девушек. Оказалось, что факторы, определяющие выбор будущей сферы деятельности, у них различаются.
Специалисты РАО выяснили: девушки гораздо меньше (лишь 32%) склонны к выбору STEM-профессий, чем юноши (63%). Решающее влияние здесь оказывают социальные стереотипы, которые независимо от индивидуально-психологических характеристик приводят к снижению у девушек интереса к выбору STEM-направлений.
Среди юношей STEM-профессии выбирают те, кто выше оценивает свои способности в математике, в отличие от гуманитарных дисциплин, а также молодые люди, обладающие высоким уровнем материальных и карьерных притязаний. Среди девушек значимую роль при выборе играют объективно высокий уровень способностей, вербального интеллекта и хорошие оценки по математике.
«Учитывая исследования, которые показывают, что интерес к STEM-дисциплинам в раннем возрасте у мальчиков и девочек отличается незначительно, можно предположить, что только наиболее способные и устойчивые к давлению гендерных стереотипов семьи и общества девочки сохраняют в себе интерес к выбору STEM-профессий в старшей школе, тогда как среди мальчиков на выбор такой карьеры оказывает влияние в первую очередь интерес», – заключил доктор психологических наук, академик Российской академии образования Сергей Борисович Малых.
В исследовании приняли участие 1638 учеников 7-11 классов 56 школ из восьми областей России. Оно проводилось по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы «РОСНАНО», с участием «Школьной лиги РОСНАНО».
Данные, которые были получены в ходе исследования, стали основой для разработки практических мер, направленных на устранение препятствий для профессиональных траекторий, повышение их привлекательности для молодых людей, прежде всего для девушек. Результаты исследования продемонстрировали важность борьбы с негативными гендерными стереотипами, которые существенно ограничивают для девушек выход на рынок труда в естественнонаучной и технической сферах.