Ключевыми вопросами для обсуждения на очередном заседании Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации стали кадровое и учебно-методическое обеспечение программ по русскому языку, лучшие практики использования русского языка в профессиональных целях.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец обратила внимание на улучшение результатов школьного ЕГЭ по русскому языку. При этом по ее словам, особенно важно, что изменения коснулись также и тех регионов, над которыми было взято шефство по итогам прошлого года. Вице-премьер отметила необходимость развития открытого онлайн-образования. По ее словам, в этом году были созданы 2 платформы: «Лекториум» и «Образование на русском», ресурсы которых позволяют преподавателям проходить повышение квалификации в дистанционном формате, а также обеспечивают их необходимой методической поддержкой.
«Сегодня на портале «Образование на русском» зарегистрировано 300 тысяч человек, 100 тысяч из которых стали постоянными пользователями», – сообщила Ольга Голодец.
В свою очередь, Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов подробно рассказал о кадровом и учебно-методическом обеспечении реализации программ по русскому языку. Он рассказал, что сегодня насчитывается более 122 тысяч преподавателей указанного профиля, и – что особенно важно – «в качестве положительного фактора отмечается увеличение доли молодых учителей».
Особое внимание Министр уделил подготовке и повышению квалификации учителей-русистов.
«В рамках Федеральной целевой программы «Русский язык», реализуемой с 2011 по 2015 год, общее количество учителей русского языка, прошедших повышение квалификации, выросло в 4 раза», – проинформировал глава ведомства.
Причем, как отметил Дмитрий Ливанов, новая федеральная целевая программа «Русский язык», которая начнет работать с 2016 года, также ориентирована на дальнейшее повышение квалификации педагогов.
Остановился Министр и на вопросе совершенствования методик преподавания русского языка и литературы в школах, в том числе, вопросах разработки концепции школьного филологического образования, в которой, согласно поручению Президента России, русский язык и литература должны быть выделены в самостоятельную предметную область.
«Экспертизы учебников русского языка и литературы будут проводиться в соответствии с утвержденной концепцией филологического образования», – отметил Дмитрий Ливанов.
Говоря о состоянии зарубежной русистики, Министр отметил ряд первостепенных проблем в данной области: нехватка и старение педагогических кадров, практическое отсутствие системы повышения квалификации, дефицит стажировок, нехватка современных учебников.
«Мы сейчас реализуем масштабную программу, связанную с повышением квалификации, обеспечением школ, в основном стран СНГ, современными учебниками русского языка и программой переподготовки русистов, работающих за пределами нашей страны», – сказал Дмитрий Ливанов.
Как уточнил глава ведомства, речь идет о 100 тысячах преподавателях, в связи с чем несколько десятков российских вузов уже реализуют программы методической помощи и повышения квалификации зарубежных русистов.
Проректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Светлана Новоселова представила подробную информацию о повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогов по вопросам обучения русскому языку как государственному языку Российской Федерации, обратила внимание на необходимость сетевого взаимодействия всех организаций, реализующих программы повышения квалификации учителей и преподавателей русского языка.
Далее прозвучали доклады руководителей вузов, в частности, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов рассказал об особенностях подготовки учителей русского языка и литературы, а и.о. ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая – о современных формах подготовки педагогических кадров для преподавания русского языка как иностранного.
О единых подходах к разработке учебников по русскому языку проинформировала президент Российской академии образования Людмила Вербицкая. Она также напомнила о предстоящем третьем Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы и сообщила о ходе подготовки к XIII Конгрессу МАПРЯЛ «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры», который состоится 13-20 сентября 2015 г. в г. Гранада (Испания).
Участники заседания также обсудили представленный заместителем министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексеем Волиным рейтинг грамотности СМИ и также вопрос необходимости повышения качества использования русского языка в профессиональных целях, поднятый ректором Санкт-Петербургского университета Николаем Кропачевым.
Работа Совета по русскому языку продолжится в сентябре 2015 г. на очередном заседании, которое состоится на Дальнем Востоке.
минобрнауки.рф, 21 июля 2015