Исследование РАО: Перед школьной психологической службой особенно остро встают вызовы «цифрового общества»

Меню раздела

В России на одного школьного психолога приходится от 148 до 882 детей. Однако в разных регионах этот показатель может различаться. Только в 12 субъектах РФ на одного школьного психолога приходится менее 400 учеников. Такие данные получили ученые Российской академии образования в ходе масштабного мониторинга состояния психологической службы в системе образования. В исследовании принимали участие 20620 директоров общеобразовательных организаций и 16854 педагогов-психологов, то есть почти 70% от всех работающих в школах педагогов-психологов.

«Новая социокультурная ситуация развития современных детей и подростков, расширение практики инклюзивного образования ставят новые задачи и перед психологической службой. Очевидна необходимость построения системы доступной и профессиональной психологической помощи всем участникам образовательного процесса: от дошкольных образовательных учреждений – до вузов. Безусловно, в фокусе внимания должны быть дети из так называемой «группы риска», дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, которые проявили высокий уровень способностей, а также родители, педагоги. Доступность профессиональной психологической помощи наравне с ее привлекательностью выступают важными критериями результативности работы службы. Мероприятия, направленные на рост ее эффективности, безусловно, должны быть научно обоснованными, то есть – опираться на достижения и данные современных исследований в области психолого-пелагических наук», –сказала на заседании Президиума РАО академик Российской академии образования, и.о. вице-президента РАО Лариса Александровна Цветкова.

По результатам мониторинга ученые РАО составили «портрет школьного психолога»:

  • 97% специалистов психологической службы в системе образования – женщины;
  • 53% педагогов-психологов моложе 40 лет;
  • 39% имеют высшее психологическое образование;
  • 46% специалистов имеют стаж работы до 5 лет;
  • 75% работают на полную ставку и 25% – на 0,5 ставки.

Что вызывает тревогу? Почти у половины школьных педагогов-психологов стаж работы не достигает пяти лет, что может говорить о постоянной ротации кадров, подчеркивают специалисты РАО. Кроме того, получены данные о том, что Положение или иной документ о психологической службе в региональной системе образования субъекта РФ есть только в 25 регионах.

С кем чаще всего работает школьный психолог? У РАО есть достоверные данные:

  • Обучающиеся с девиантным поведением – 67%;
  • Классные руководители – 60%;
  • Обучающиеся с ОВЗ, в том числе обучающиеся на дому – 57%;
  • Родители – 56%;
  • Обучающиеся, которые испытали агрессивное воздействие сверстников – 48%;
  • Представители администрации школы – 40%;
  • Учителя-предметники – 30%;
  • Обучающиеся с повышенной мотивацией к обучению, в том числе участники олимпиад – 25%.

По данным Российской академии образования, сегодня перед школьной психологической службой особенно остро встают вызовы «цифрового общества». Среди них: риски межпоколенческого разрыва ценностей, размывание возрастных границ детства, распространение игровой и интернет зависимостей, высокая распространенность противоправных и агрессивных действий в цифровом пространстве (кибербуллинг, «группы смерти»), рост числа случаев суицидального поведения, проблемы формирования идентичности в связи с «уходом» детей и подростков в сферу виртуального общения, деформация образа «Я» в социальных сетях.

Мониторинг состояния психологической службы в системе образования РФ показал, с какими проблемами школьников чаще всего работает психолог:

  • Ребенок систематически не справляется с учебными заданиями – 68%;
  • Не заинтересован в учебе – 62%;
  • Ведет себя недисциплинированно, мешает учителю работать, а одноклассникам учиться – 62%;
  • Имеет место конфликт со сверстниками – 61%;
  • В семье ребенка есть проблемы – 58%;
  • Ученик стоит перед выбором (личностным, профессиональным) – 48,5%;
  • Проявляет девиантное поведение (ворует, вымогает деньги, дерется и пр.) – 41%;
  • Крайне тревожен или подавлен, и это мешает ему в школе — 40%;
  • У ребенка нет друзей (он замкнут, агрессивен или застенчив) – 39%;
  • Не формируется определенный учебный навык (он не может научиться читать, грамотно писать или считать) – 39%;
  • Ребенок нуждается в разработке индивидуального плана обучения – 38%;
  • У ребенка есть трудности с речью — 29,5%;
  • Имеет место конфликт с учителем (учителями) – 25%;
  • Ребенок опережает сверстников в интеллектуальном развитии – 7%.

В период пандемии в том числе с использованием данных мониторинга специалисты Российской академии образования адаптировали новые коррекционно-развивающие и профилактические программы для всех участников образовательных отношений – обучающихся начального, основного и полного уровня общего образования, их родителей, педагогов, представителей администрации. Разработали и апробировали программы психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка, а также создали рекомендации для педагогов-психологов по реализации просветительских, коррекционно-развивающих и профилактических программ в общеобразовательных организациях.