Эксперты РАО: Система подготовки педагогов испытывает недостаток в опережающих научных исследованиях

Сегодня в России программы подготовки и повышения квалификации педагогов реализуют более 200 вузов, более 400 колледжей и десятки организаций дополнительного профессионального образования по всей стране. По основным образовательным программам «Образование и педагогические науки» в России обучается более 600 тысяч студентов.

На данном этапе содержание, технологии, управление и инфраструктура педагогического образования требуют модернизации. Перед компетентными государственными органами, Российской академией образования, профессиональным сообществом, в том числе стоит задача по выработке современных подходов к трансформации системы подготовки педагогов.

Министерством просвещения Российской Федерации разрабатывается «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». Российская академия образования внесла свои предложения к проекту этого документа. 

В частности, и.о. вице-президента РАО Михаил Николаевич Стриханов отметил, что члены Отделения профессионального образования РАО при обсуждении вопросов, связанных с разработкой Концепции, обозначили некоторые принципиально значимые позиции. Например, важно правильно определить подходы не только к оценке качества формирования компетенций выпускников, но и к процессу формирования гуманитарных ценностей, к осуществлению предметной, методической, психолого-педагогической подготовки. Необходимы акценты на приоритет ценностно-смыслового подхода к педагогическому образованию, на важность формирования позитивного исторического мышления, на гражданско-патриотическое воспитание. Вопросы русского языка и литературы, языковых практик должны быть рассмотрены с точки зрения укрепления позиций русской словесности в образовательно-просветительской деятельности. Особенно актуальными сегодня становятся опережающие научные исследования и поддержка педагогических исследований, которые должны быть включены в число приоритетов, утвержденных государством.

Как отметил и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаил Львович Левицкий, среди проблем, препятствующих обеспечению качества подготовки педагогических кадров, сегодня необходимо выделить несогласованность требований профессиональных и образовательных стандартов, отсутствие методологии сопряжения компетенций с содержанием измерительных процедур; неурегулированность вопроса о соотношении статусов выпускника среднего профессионального образования и бакалавра высшего образования, квалификационных требований и карьерных перспектив для выпускников магистратуры и аспирантуры и др.; отсутствие разработанной концепции социальной и педагогической одаренности и пространства становления педагогических талантов молодежи.

В число приоритетных задач при определении путей развития педагогического образования в России необходимо включить развитие кадрового потенциала системы педагогического образования, повышение ее авторитета и востребованности в системе социально-гуманитарных практик современного российского общества. Необходимо предусмотреть создание информационной модели продвижения и популяризации педагогической профессии, статуса педагога в обществе; совершенствование механизмов многоканального финансирования системы педагогического образования и системы оплаты труда работников сферы образования, обеспечивающей, в том числе, мотивацию саморазвития педагогических кадров.