РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В РАО обсудили трансформацию образования в эпоху становления искусственного интеллекта и экономики данных

27 февраля состоялось заседание Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, посвященное вопросам трансформации образования в эпоху становления искусственного интеллекта и экономики данных.

И.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаил Львович Левицкий отметил, что появление в массовой практике генеративных обучающихся систем  (GPT) открывает новые возможности использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) в сфере образования. В этой связи усилия системы образования должны быть направлены не на ограничение использования новых инструментов, подобных ChatGPT, а на формирование адекватного понимания участниками образовательного процесса роли, значения и рисков использования того или иного цифрового инструмента для решения образовательных задач.

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, генеральный директор ООО «Мобильное Электронное Образование» Александр Михайлович Кондаков в своем докладе отметил, что целью образования в эпоху ИИ становится развитие личностного интеллекта – синтеза всех видов интеллекта: когнитивного или логического (IQ), эмоционального, социального, культурного, морально-этического. ИИ открывает перед педагогом возможность  сместить фокус внимания учителя  на развитие личности обучающегося, его личностного интеллекта, сопровождение его социализации, социально-профессионального самоопределения.

Активное внедрение в образование инструментов ИИ знаменует собой также новый этап трансформации дидактики, что требует  пересмотра системы дидактических принципов, среди которых – персонализация и индивидуализация, самообучение и взаимообучение, научность и субъектность, системность и мультисистемность, расширенное содержание и его регулирование. Отмечено, что инструменты ИИ могут быть использованы как для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и обогащения учебной деятельности школьников, так и для усиления регламентации деятельности школьников и педагогов в рамках заданных стандартов.