16–19 апреля в Российской академии образования прошла III Международная Ассамблея «Образование и семья – единство ценностей». Ассамблея проводилась в рамках комплекса мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации при участии ведущих ученых РАО, университетов России, предметных ассоциаций учителей и педагогов, общественных организаций.
Ассамблею открыла президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева. С приветственными словами на открытии выступили также представители Российской академии наук, органов государственной власти сферы образования, российских и зарубежных партнеров Академии.
В рамках Ассамблеи состоялось подписание соглашения о сотрудничестве с Академией образования Республики Беларусь и Академией наук Республики Саха (Якутия), а также с вузами: Донецким государственным педагогическим университетом (г. Горловка), Мелитопольским государственным университетом, Московским государственным институтом культуры, Уральским государственным педагогическим университетом, Кемеровским государственным университетом.
Ключевыми событиями первого дня Ассамблеи стали открытые лекции Ольги Юрьевны Васильевой о мифах об образовании и академика РАО, Заслуженного учителя Российской Федерации Евгения Александровича Ямбурга об антропологических подходах, ответах на вызовы и угрозы современности. В формате прямого эфира прошел специальный выпуск проекта «Академические вечера», где Ольга Юрьевна Васильева и Евгений Александрович Ямбург ответили на вопросы участников Ассамблеи.
В первый день Ассамблеи прошли открытые расширенные заседания Бюро отделений РАО с участием представителей региональных научных центров и научных центров РАО.
17 апреля в очном формате проведен просветительский проект Академии «Лектор РАО». Участники посетили открытые лекции ведущих ученых и экспертов: руководителя Ресурсного учебно-методического центра РГСУ Светланы Валерьевна Панюковой, руководителя Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Натальи Валерьевны Бондаренко, руководителя Центра развития инклюзивного образования РАО Светланы Борисовны Лазуренко, директора Института педагогики и психологии образования МГПУ Александра Ильича Савенкова, профессора департамента
информатизации образования МГПУ Ольги Юрьевны Заславской, заведующей лабораторией современных форм и методов воспитания центра воспитания и развития личности РАО Инны Юрьевны Шустовой и др.
В формате четырех круглых столов обсуждены актуальные вопросы сферы образования и воспитания. Главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования Института стратегии развития образования Ольга Владимировна Гукаленко рассказала о семейных ценностях в России, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева Петр Федорович Кубрушко выступил с докладом «Современное представление о профориентации: что изменилось в ценностных ориентирах семьи и школы?»; академик РАО Владимир Самуилович Собкин рассказал о психологической безопасности ребенка, раскрыл проблему буллинга в школе и ее связь с внутрисемейной ситуацией, почетный член РАО Исаак Иосифович Калина представил сообщение «Семья и школа: дефицит доверия или профицит претензий?».
Мероприятия третьего дня Ассамблеи прошли на 29 площадках Региональных научных центров РАО и Научных центров РАО. Участники сконцентрировались на региональной специфике взаимодействия науки и практического образования. Ключевыми стали вопросы развертывания и поддержки диалога, объединяющего представителей науки и педагогической практики, формирование единства ценностного подхода к образованию детей.
Завершающий день работы Ассамблеи был посвящен коррекционному и инклюзивному образованию. С приветственными словами к участникам обратились президент РАО Ольга Юрьевна Васильева и депутат Государственной Думы Российской Федерации Олег Николаевич Смолин. Состоялись открытые лекции ведущих ученых-дефектологов: директора Института коррекционной педагогики Татьяны Александровны Соловьевой, профессора кафедры психологии Государственного университета «Дубна» Александра Леонидовича Венгера и руководителя Центра развития инклюзивного образования РАО Светланы Борисовны Лазуренко.
Также состоялась серия мастер-классов: «Технологии разработки вариантов адаптированных образовательных программ на разных уровнях образования» и «Практика реализации адаптированных образовательных программ в разных институциональных условиях», подготовленных учеными Российской академии образования и Института коррекционной педагогики, а также ведущими практикующими педагогами.
Завершением ассамблеи стал финал IV Всероссийского конкурса «Педагогический дебют учителя-дефектолога». Конкурсанты представили социально-педагогические проекты по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. По итогам Конкурса:
1 место – София Андреевна Подкорытова, ГОУ «Кузбасский центр образования», за конкурсную работу «Слышу руками. Волонтерский отряд»;
2 место – Владислав Андреевичу Чибизов, ГБОУ Школа №522 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербург, за конкурсную работу «Инклюзивный туризм»;
3 место – Яна Константиновна Тюкалова, муниципальное автономное ДОУ детский сад №227 г. Пермь, за конкурсную работу «Мир распахнутых дверей. Шагнем навстречу новому вместе».
Приз зрительских симпатий «За верность профессии» единодушно присудили Виктории Александровне Орловой, муниципальное бюджетное ДОУ «Ясли-сад №121 «Радужный» комбинированного типа» г. Горловка, Донецкая Народная Республика за конкурсную работу «Развитие связной речи детей с задержкой психического развития через информационно-коммуникационную платформу «Сферум».
Очное участие в мероприятиях Ассамблеи приняли свыше 400 человек, более 1500 участников подключились дистанционно.