24 сентября Российская академия образования совместно с Российским государственным университетом нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина провели Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы развития общей теории и дидактики подготовки инженерно-технических и технологических кадров».
Ученые РАО и преподаватели педагогических и технических университетов обсудили вопросы формирования общей теории и дидактики высшего образования в условиях цифровой трансформации образования, проблемы применения в образовательном процессе современных цифровых технологий, включая технологии искусственного интеллекта, а также направления совершенствования практики подготовки инженерно-технических и военно-инженерных кадров.
Президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева подчеркнула необходимость эффективного взаимодействия научного потенциала наших ученых, уникальных педагогической и инженерной школ для решения задач ускорения научно-технического и технологического развития Российской Федерации и ведущую роль в этом взаимодействии Российской академии образования как государственной академии наук, объединяющей учёных и практиков, работающих в сфере образования и педагогики.
В качестве одной из важнейших задач Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева выделила обеспечение современной системы профессионального образования новым содержанием, теоретической и научно-методологической базой, учитывающей геополитическую ситуацию, психофизиологические особенности поколений обучающихся, возможности современных цифровых технологий.
На конференции рассмотрены направления развития общей дидактики периода цифровой трансформации образования, задачи формирования общей теории и дидактики высшего образования, междисциплинарные исследования когнитивных процессов в образовании, дидактические особенности преподавания военно-инженерных дисциплин в цифровую эпоху, таксономия целей и гуманитарный компонент современного инженерного образования, а также некоторые аспекты методологии реализации компетентностного подхода в подготовке инженерных кадров.
Представлены результаты исследования инфраструктурной готовности к внедрению XR-технологий в высшем и среднем профессиональном образовании, участие в котором приняли 170 образовательных организаций.
По итогам конференции выявлена необходимость дальнейших исследований в области общей теории и дидактики высшего и среднего профессионального образования, в том числе разработки разделов дидактики и теории дидактических систем в области инженерно-технического и технологического образования, а также изучение возрастных особенностей и уровня психофизиологического развития молодого поколения в условиях цифровой трансформации образования и общества.