Ученые обсудили иммерсивные технологии в высшем профессиональном образовании

Меню раздела

22 мая состоялся круглый стол «Иммерсивные технологии в высшем профессиональном образовании», организованный Научным советом «Инженерное образование и профессиональное самоопределение»» Отделения профессионального образования РАО. Мероприятие прошло в рамках форума «Информационные технологии в профессиональном образовании», который проводился Российской академией образования и Российским государственным университетом нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.

Круглый стол направлен на подведение промежуточных итогов исследования по оценке применимости технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в системе высшего образования.

Работу круглого стола открыл академик-секретарь Отделения профессионального образования Российской академии образования, ректор Российского нового университета, председатель Ассоциации негосударственных вузов России, академик РАО Владимир Алексеевич Зернов. От имени вице-президента РАО Михаила Николаевича Стриханова он пожелал участникам круглого стола успешной работы.

В своем выступлении В.А. Зернов отметил высокую важность и актуальность обсуждаемых проблем и акцентировал внимание участников на российских и советских научно-технических достижениях, их значимости для развития мировой науки, необходимости взаимодействия академической науки с профессорско-преподавательским составом инженерных вузов, промышленностью.

Соруководитель Научного совета «Инженерное образование и профессиональное самоопределение» Отделения профессионального образования РАО, ректор Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, академик РАО Виктор Георгиевич Мартынов подчеркнул, что несмотря на имеющуюся практику создания цифровых образовательных технологий и проведения анализа инновационных разработок, исследования носят фрагментарный характер, что зеркально отражается и в публикациях. В связи с этим представители академической науки и ученые-практики инициировали исследование оценки применимости технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в системе высшего и среднего профессионального образования. Результаты первого этапа исследования были опубликованы в конце 2024 года. Второй этап, начатый в текущем учебном году, потребовал переработки анкеты, перехода на лонгитюдный метод, выделения фокус-группы инженерных вузов.

Соруководитель Научного совета «Инженерное образование и профессиональное самоопределение» Отделения профессионального образования РАО, академик РАО Василий Максимилианович Жураковский рассмотрел особенности научно-технического развития на современном этапе, вопросы государственной поддержки и роль университетов, ведущих подготовку инженерного корпуса.

Проректор по научной работе, начальник Управления стратегического развития Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Павел Кириллович Калашников и старший преподаватель кафедры автоматизации технологических процессов, начальник отдела сопровождения программ развития Управления стратегического развития Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Андрей Юрьевич Строгонов представили педагогические подходы к исследованию тенденций применения иммерсивных технологий в высшем профессиональном образовании.

Модераторами дискуссии выступили научный руководитель Лаборатории развития высшего профессионального образования Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАО Николай Дмитриевич Подуфалов и заведующий Лаборатории развития высшего профессионального образования Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО, доктор технических наук, профессор Андрей Владимирович Олейник.

Модераторами была отмечена важность проведения дидактических исследований, связанных с организацией обучения в условиях иммерсивной образовательной среды, уточнения понятия учебной дисциплины, определения специфики формирования знаний умений, навыков и компетенций, а также разработки требований к содержанию учебных дисциплин и методикам их преподавания.

Проректор по дополнительному профессиональному образованию Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Никита Николаевич Голунов поделился опытом применения цифровых технологий в системе дополнительного профессионального образования.

Участники круглого стола внесли ряд предложений по развитию исследований эффективности иммерсивных технологий. В частности, предложено разработать инструментарий дидактической диагностики (оценочных средств), позволяющий получать данные об эффективности обучения с использованием иммерсивных технологий (по группам дисциплин).

Также рекомендовано исследовать возможности персонификации образования в контексте работы с иммерсивными технологиями в образовательной среде вуза, включая становление субъектности, построение индивидуальных образовательных маршрутов и самооценку личностных результатов обучающихся.

После завершения второго этапа исследования планируется публикация сборника, в котором будут представлены анкета и полученные результаты, а также их научный анализ.