22 мая в Российской академии образования состоялся IV круглый стол «Научные школы в дефектологии прошлого и настоящего». Мероприятие организовано лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования.
В работе круглого стола в очном и дистанционном форматах приняли участие более 160 преподавателей вузов, научных сотрудников, докторантов, аспирантов, соискателей, магистрантов, студентов старших курсов педагогических вузов, практических специалистов и педагогов образовательных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Красноярска, Мурманска, Перми, Саранска, Ставрополя, Череповца, Челябинска, Хабаровска, а также Кировской, Московской, Новосибирской, Ростовской, Тамбовской областей и Хабаровского края.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась заведующая лабораторией высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор РАО Юлия Олеговна Филатова. Она представила историю появления идеи обсуждения феномена научной школы с опорой на творческие биографии известных российских ученых-дефектологов Розы Евгеньевны Левиной и Владимира Ивановича Лубовского.
Заместитель директора по научной работе Института коррекционной педагогики, главный редактор научно-методического журнала «Дефектология», доктор психологических наук, профессор Игорь Александрович Коробейников обозначил вопрос ретроспективного поиска критериев для определения статуса научной школы в дефектологии, представил возможности их применения для оценки качества проектирования и результатов исследовательской деятельности современных научных коллективов.
С основным сообщением «Вклад С.А. Зыкова в сурдопедагогику: критерии формирования научной школы» выступила директор Института коррекционной педагогики, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Татьяна Александровна Соловьева. Она представила важнейшие этапы жизненного и профессионального пути доктора педагогических наук, профессора Сергея Александровича Зыкова, его вклад в науку, связанный с разработкой системы обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения.
В дискуссионной части мероприятия участники обсудили результаты применения научно-методических разработок Сергея Александровича Зыкова и его учеников в современном образовании детей с нарушениями слуха.
С сообщениями выступили:
О.Л. Беляева, заведующая кафедрой коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева,
И.А. Крестинина, заведующая кафедрой Института развития образования Кировской области,
И.Н. Торовина, директор Школы-интерната для обучающихся с ОВЗ города Кирова,
У.В. Коротилова, преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральского государственного педагогического университета.
Участники круглого стола также познакомились с выставкой научных трудов С.А. Зыкова, подготовленной заведующей сектором библиотечно-информационного обслуживания Библиотеки имени К.Д. Ушинского Сауле Дауровной Жамансариевой.