РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

РАО провела Всероссийский круглый стол «Формирование ценностных ориентиров обучающихся в системе общего образования»

20 февраля Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО и Центр воспитания и развития личности РАО при активном участии региональных центров РАО провели Всероссийский круглый стол «Формирование ценностных ориентиров обучающихся в системе общего образования».

В работе всероссийского круглого стола очно и дистанционно приняли участие более 150 специалистов сферы общего и профессионального образования из многих регионов страны – эксперты РАО, представители научно-педагогического сообщества, педагоги-практики, руководители региональных и муниципальных органов управления образованием.

С ключевыми докладами о методологии формирования ценностных основ системы общего образования выступили академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академик РАО Михаил Львович Левицкий и научный руководитель Лаборатории современных форм и методов воспитания Центра воспитания и развития личности РАО, член-корреспондент РАО Ольга Владимировна Гукаленко.

Ценностные аспекты самообразования и самообразовательной деятельности школьников на основе взаимодействия общего и дополнительного образования были представлены в сообщении руководителя Регионального научного центра РАО в Северо-Западном федеральном округе на базе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, члена-корреспондента РАО Светланы Анатольевны Писаревой.

Заведующий кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, профессор Людмила Васильевна Байбородова подробно рассказала о формировании у обучающихся опыта ценностно-смысловой деятельности средствами культурно-образовательной среды сельской школы.

Проблематику реализации ценностного и системно-деятельностного подходов в адаптации педагогических вузов новых территорий к системе образования Российской Федерации осветила проректор по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета, профессор Людмила Александровна Трубина.

Начальник Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», Народный учитель России, доктор педагогических наук Лариса Юрьевна Максимова в своем докладе представила педагогическую систему формирования гражданской идентичности обучающихся в ведомственных общеобразовательных организациях.

Тематический блок, посвященный региональному опыту приобщения обучающихся к традиционным российским ценностям в рамках учебного процесса, своим выступлением открыла ученый секретарь Экспертного Совета по работе инновационных площадок РАО, заведующий Лабораторией современных форм и методов профессионального самоопределения и профориентации Центра воспитания и развития личности РАО, доктор педагогических наук Анна Константиновна Орешкина. Особенно ценными были выступления руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, представивших эффективные региональные практики: Натальи Александровны Федотовой (Московская область), Татьяны Ивановны Гражданкиной и Светланы Сергеевны Савченко (Самарская область), Инессы Станиславовны Макаренковой (Владимирская область), Гульнары Ирековны Гариповой (Татарстан).

Значимым для целостного обсуждения проблематики формирования ценностных ориентиров обучающихся было и экспертное мнение представителей вузов разной направленности: начальника Управления образовательных технологий МГТУ имени Н. Э. Баумана профессора Татьяны Юрьевны Цибизовой, директора Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» Натальи Викторовны Бирюковой, доцента Сеченовского университета Виктории Юрьевны Ермаковой.

Интересно было услышать и мнение обучающихся: в работе круглого стола приняли участие студенты Сеченовского университета, представившие свое понимание целе-ценностного потенциала академической среды.

Таким образом, учёные и практики обменялись мнениями об условиях и возможностях реализации общеобразовательной школой задач приобщения обучающихся к традиционным российским ценностям в изменяющихся условиях с опорой на историко-культурное и педагогическое наследие страны, а также на инновационный опыт школ и вузов.

По итогам всероссийского круглого стола были сформулированы предложения участников, включающие, в частности, инициативы по обобщению и систематизации региональных позитивных практик и проведению на базе РАО серии семинаров и вебинаров для педагогических и руководящих работников системы общего образования «Разговоры о важном», посвященных тематике формирования ценностных ориентиров обучающихся.