В РАО обсудили цифровые технологии и иммерсивные практики в профессиональной подготовке будущих педагогов

17 июня в РАО прошел круглый стол с привлечением экспертного сообщества «Цифровые технологии и иммерсивные практики в профессиональной подготовке будущих педагогов», организованный Отделением профессионального образования РАО, Центром развития высшего и среднего профессионального образования РАО, Центром развития педагогического образования РАО, Институтом педагогики и психологии образования МГПУ при поддержке Московского городского педагогического университета и Тверского государственного университета.

В работе круглого стола приняли участие руководители образовательных организаций и их заместители, руководители научных центров РАО, научные работники, представители бизнес-сообщества, преподаватели и учителя системы среднего и высшего образования, студенты и магистранты, аспиранты и молодые ученые.

С приветственными словами к участникам круглого стола обратились и.о. вице-президента Российской академии образования, и.о. академика-секретаря Отделения профессионального образования РАО, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор Михаил Николаевич Стриханов и первый проректор МГПУ, научный руководитель Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО, руководитель научного совета по педагогическому образованию РАО, академик РАО, доктор экономических наук, профессор Елена Николаевна Геворкян. Спикеры подчеркнули важность использования цифровых технологий и иммерсивных практик как в высших учебных заведениях, так и в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Заседание круглого стола посвящено анализу особенностей применения цифровых технологий в подготовке кадров и основных подходов к внедрению иммерсивных практик на всех уровнях образования.

Директор института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, научный руководитель лаборатории проблем непрерывного развития педагогических кадров Центра развития педагогического образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Александр Ильич Савенков в докладе «Цифровые технологии и иммерсивные практики в профессиональной подготовке будущих педагогов» обозначил возможности использования цифровых технологий и систем искусственного интеллекта в образовании, дал характеристику методике использования специализированных систем генеративного искусственного интеллекта при изучении педагогики студентами университета.

Научный руководитель лаборатории развития высшего профессионального образования РАО, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор Николай Дмитриевич Подуфалов выделил дидактические проблемы использования иммерсивных технологий в образовании и обозначил их важность в формировании цифровых компетенций при подготовке педагогических кадров. В своем выступлении Николай Дмитриевич обратил внимание на необходимость рассмотрения вопроса о формировании федеральной целевой программы по разработке и использованию отечественных цифровых технологий в образовании.

В совместном докладе «Концепция и технология создания цифровых педагогических проектов» директор Института педагогического образования и социальных технологий, заведующий кафедрой социальной работы и педагогики Тверского государственного университета, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Игорь Давыдович Лельчицкий и заместитель директора Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического и естественнонаучного образования Ален Павлович Сильченко раскрыли особенности реализации образовательного процесса, направленного на формирование у студентов Тверского государственного университета готовности к созданию цифровых педагогических проектов. В качестве одной из главных проблем выделена нехватка цифровых компетенций у студентов и педагогов. Отмечена важность решения данной проблемы с помощью дополнительной профессиональной подготовки в области информационных технологий.

Заведующая лабораторией информатики и информатизации образования Института стратегии развития образования, руководитель научной школы «Информатизация образования», академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Ирэна Веньяминовна Роберт в докладе «Иммерсивные образовательные технологии: научно-методические основания реализации» осветила характеристику развития информатизации образования и возможностях технологий трансформации реальной действительности в виртуальную, выделила иммерсивные образовательные технологии «погружения» в виртуальный мир и методологические основы проектирования иммерсивных технологий в образовательных целях, а также обозначила вызовы и риски для субъектов образовательного процесса, порождающие возможные негативные последствия в связи с применением иммерсивных технологий в образовательном процессе.

Доктор педагогических наук, заведующая лабораторией развития цифровой образовательной среды РАО, профессор департамента информатизации образования МГПУ Татьяна Николаевна Суворова в докладе «Актуальные направления подготовки педагогов в области информатизации образования» представила реализацию комплекса мер по формированию обновленных целей образования, направленных на освоение студентами новой категории общепрофессиональных компетенций по использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Заместитель директора Института педагогики и психологии образования по образовательной политике ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук, профессор РАО Дмитрий Львович Агранат, доктор педагогических науки, руководитель центра Независимой оценки компетенций студентов ГАОУ ВО МГПУ Анна Сергеевна Львова и доктор педагогических наук, зав. лабораторией развития цифровой образовательной среды РАО, профессор департамента информатизации образования МГПУ Татьяна Алексеевна Никитина в докладе «Независимая оценка общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов бакалавриата педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки» выделили особенности проведения независимой оценки сформированных общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов бакалавриата. Представлен опыт Центра независимой оценки компетенций Московского городского педагогического университета в области использования информационных технологий оценки сформированных профессиональных компетенций у будущих педагогов.

В заключении работы круглого стола отмечена важность представленных докладов, посвященных особенностям использования цифровых технологий и иммерсивных практик в образовании, а также необходимость организации дополнительных мероприятий по обсуждению данной проблематики. Предложено более детально – с опорой на прогностический подход – провести исследования, посвященные возможным рискам и проблемам в подготовке педагогических кадров с использованием технологий искусственного интеллекта и иммерсивных практик.

Видеозапись мероприятия доступна по ссылке.