Эксперты РАО и МГПУ обсудили психолого-педагогическую подготовку мастеров производственного обучения

Меню раздела

21 апреля в Российской академии образования состоялся научно-практический семинар «Профессиональная психолого-педагогическая подготовка мастеров производственного обучения для системы среднего специального образования в университете. Опыт Московского городского педагогического университета».

В очном и дистанционном форматах научно-практический семинар объединил более 120 ученых, исследователей, преподавателей университетов, руководителей средних профессиональных учреждений.

На открытии научно-практического семинара с приветственным словом выступила президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева.

«Педагогическое и психологическое образование мастеров производственного обучения – основа будущих карьерных успехов студентов. Знания в области педагогики создают фундамент для эффективной организации образовательного процесса, а психологические компетенции позволяют лучше понять познавательные потребности каждого обучающегося и создать благоприятную атмосферу для его личностного развития», – сказала Ольга Юрьевна Васильева.

Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации Виктор Сергеевич Неумывакин в своем видеообращении отметил, что новая программа бакалавриата психолого-педагогической подготовки мастеров производственного обучения для системы среднего специального образования была запущена в Московском городском педагогическом университете совместно с Правительством Москвы. Программа вдохновлена лучшими традициями советской инженерной педагогической школы.  В.С. Неумывакин обозначил, что с сентября 2025 года по этой программе начнут обучение более 200 студентов в разных университетах Российской Федерации.

Людмила Тимофеевна Шаповалова, заместитель директора Московского центра развития профессионального образования, подчеркнула значимость программы психолого-педагогической подготовки мастеров производственного обучения для системы среднего специального образования в университете.

С основным докладом выступили заместитель директора по образовательной политике Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, профессор РАО, доктор педагогических наук Анна Сергеевна Львова и руководитель департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент Элеонора Константиновна Никитина. Они представили концептуальные основы проектирования и реализации образовательной программы для молодых преподавателей колледжей «Педагог профессионального образования» и структуру учебного плана подготовки студентов.

Эксперты МГПУ поделились опытом практической подготовки педагогов профессионального образования в условиях тесного взаимодействия вуза, колледжа и отраслевых лидеров. Отмечено, что именно в таких условиях у будущих выпускников бакалавриата формируется ключевая компетенция трансформации отраслевой технологии в образовательную практику.

Директор Научно-образовательного центра развития образования Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член-корреспондент РАО Владимир Игоревич Блинов отметил, что профессиональная психолого-педагогическая подготовка мастеров производственного обучения принципиально важна в современных условиях. Мастер производственного обучения должен владеть не только специальными, но и психолого-педагогическими компетенциями.

Профессор Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Вячеслав Алексеевич Ситаров представил магистерскую программу «Преподаватель высшего и профессионального образования».

Научный руководитель Лаборатории развития высшего профессионального образования РАО, академик РАО Николай Дмитриевич Подуфалов подчеркнул, что ядром является психолого-педагогическая подготовка, но при этом нужно восполнить дефициты педагогических кадров для системы СПО и привлечь к совместной работе по реализации современных программ отраслевые вузы различного профиля.

Заместитель руководителя Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО, заведующий Лабораторией среднего профессионального образования РАО Виктор Михайлович Демин подчеркнул значимость подготовки педагогических кадров для системы СПО на базе педагогических вузов.

Директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, академик РАО Александр Ильич Савенков отметил, что с сентября 2026 года при поддержке МГПУ 12 университетов России смогут познакомиться с опытом подготовки педагогов для организаций среднего профессионального образования.

Вице-президент РАО, академик РАО Михаил Николаевич Стриханов отметил важность дальнейшего совместного обсуждения реализации программ подготовки педагогов для организаций СПО с участием представителей Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Российской академии образования, педагогических и отраслевых вузов.

В организации и проведении научно-практического семинара приняли участие специалисты Отделения профессионального образования РАО, Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО, Московского городского педагогического университета.

Трансляция научно-практического семинара

Видеоприветствие В.С. Неумывакина

Программа