23 января Центр развития педагогического образования (ЦРПО) Российской академии образования провел научно-методологический семинар «Развитие профессионального мастерства педагога: этапы, механизмы, инструменты». Инициатором выступила Лаборатория проблем непрерывного развития педагогических кадров ЦРПО РАО.
На семинаре выступили руководитель Центра развития педагогического образования РАО, доктор психологических наук Светлана Алигарьевна Минюрова, научный руководитель Лаборатории ЦРПО РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, доктор психологических наук Александр Ильич Савенков.
Участие в семинаре приняли ведущие ученые и эксперты РАО и вузов, члены Национальной ассоциации организаций дополнительного профессионального педагогического образования, специалисты департамента общего и дополнительного образования Общероссийского Профсоюза образования.
Заведующий Лабораторией Раис Рамазанович Загидуллин представил концепт развития профессионального мастерства педагогических работников в системе постдипломного образования и развития педагогических кадров, в основу которого положена разрабатываемая сотрудниками лаборатории структурно-функциональная модель развития профессионального мастерства педагогов.
Ключевая гипотеза исследовательской работы Лаборатории состоит в предположении о соответствии этапов профессионализации педагогов с освоением ими различных типов задач профессиональной деятельности, которые нормативно закреплены в соответствующем ФГОС ВО.
Гипотеза проверяется на значительных эмпирических данных, которые последовательно выявляются и анализируются в рамках соглашения РАО и Общероссийского Профсоюза образования, выступающим партнером в проведении опросов в регионах.
В ходе исследования представлены анализ и взаимосвязь закономерностей и факторов образования с типами задач профессиональной деятельности; профессиональная карта педагогической деятельности учителя, анализ соответствия требований к компонентам профессиональных компетенций, формируемых в вузах в рамках реализации ФГОС или своих образовательных стандартов, с требованиями к уровням квалификации, возрастно-нормативная модель развития профессионального мастерства и др.
Результаты исследования могут стать основой для прикладных разработок, в том числе открытия инновационных площадок в регионах России.