В РАО обсудили формирование личностных результатов образования через развитие самосознания и внутренней позиции обучающегося

Меню раздела

18–19 сентября в Российской академии образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование личностных результатов образования через развитие самосознания и внутренней позиции обучающегося», организованная Отделением общего среднего образования РАО и Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе высшего образования РАО.

Мероприятие проводится третий год подряд и посвящено итогам работы педагогов из 16 образовательных организаций в инновационном проекте РАО «Формирование самосознания и внутренней позиции личности обучающегося через моделирование воспитательного пространства посредством интеграции потенциала микросоциума», который реализуется под руководством вице-президента РАО, академика РАО, доктора психологических наук Виктора Стефановича Басюка.

В 2025 году конференция посвящена памяти академика РАО Валерии Сергеевны Мухиной, выдающегося ученого, посвятившего всю свою жизнь изучению личности человека. Ее уникальная концепция формирования и развития личности представляется актуальной, научно и практически значимой для развития современных наук об образовании.

Конференция собрала свыше 150 очных участников – ученых Российской академии образования, руководители систем образования, администраторов и педагогов образовательных организаций.

Вице-президент РАО, академик РАО Виктор Стефанович Басюк прочитал пленарную лекцию «Механизмы развития самосознания и внутренней позиции личности через воспитательное пространство образовательной организации».

Директор Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук Татьяна Николаевна Сахарова выступила с мемориальной лекцией, посвященной памяти академика РАО В.С. Мухиной.

С открытой лекцией, посвященной теме детской одаренности как предиктору академической и жизненной успешности выступил директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, академик РАО, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Александр Ильич Савенков.

Также участниками был представлен собственный опыт работы в проекте в рамках секций, модераторами которых выступили представители РАО:

Руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доцент Светлана Борисовна Лазуренко выступила в качестве модератора секции по структурному звену самосознания «Имя человека и его тело».

Экспертная работа в группе по структурному звену самосознания «Притязание на признание» прошла под модераторством директора ГБОУ г. Москвы «Школа № 109», академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Евгения Шоломовича Ямбурга.

Экспертную работу в группе по структурному звену самосознания «Половая идентификация» провела научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Татьяна Николаевна Тихомирова.

Заведующая кафедрой дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Александра Гививна Гогоберидзе выступила в качестве модератора секции по структурному звену самосознания «Психологическое время личности».

Модератором экспертной работы в группе по структурному звену самосознания «Социально-нормативное (психологическое) пространство личности» стал профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МПГУ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Павел Александрович Оржековский.

И.о. академика-секретаря Отделения среднего общего образования РАО, руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Елена Юрьевна Брель провела экспертную работу в группе в рамках внутренней позиции личности и самосознания обучающегося.

Доклады, представленные на конференции, отражают инновационный подход педагогов к развитию личности обучающегося. Условием успешного развития личности является активное развитие самосознания, которое представляет собой осознание человеком своих особенностей, мыслей, чувств, своего поведения, а также осознание своих рефлексий на себя, других и на человечество в целом.

Важной частью конференции стало подведение итогов федерального конкурса лучших образовательных практик в рамках реализации инновационного проекта «Формирование личностных результатов образования через развитие самосознания и внутренней позиции обучающегося».

Было получено 63 конкурсные заявки, из них – 22 заявки попали в номинацию «Внеурочное мероприятие», в номинацию «Воспитательное событие» – 17, а в номинации «Урок» – 24.

Участники конференции заслушали выступления лауреатов первой, второй и третьей степени, после чего общим голосованием выбрали абсолютного победителя. Ими стали Наталья Олеговна Нагулина, учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 14 и Елена Николаевна Кихтенко, педагог-психолог МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 14, победившие с программой «Сердце, закаленное бурей: эволюция самосознания Петра Гринева».