Учёные обсудили иммерсивные технологии в высшем/среднем профессиональном образовании

20 мая в Губкинском университете состоялся круглый стол Научного совета «Инженерное образование и профессиональное самоопределение» при Отделении профессионального образования Российской академии образования «Иммерсивные технологии в высшем и среднем профессиональном образовании».

Учёные Российской академии образования и представители образовательных организаций обсудили результаты первого этапа исследования эффективности и рисков применения иммерсивных образовательных технологий в образовательных организациях высшего (технические направления подготовки) и среднего профессионального образования (направление подготовки «инженерное дело, техника и технологии»).

Открывая работу круглого стола академик РАО, и. о. вице-президента РАО, и. о. академика-секретаря Отделения профессионального образования РАО М.Н. Стриханов отметил важность исследований, связанных с вопросами внедрения современных образовательных технологий.

Академик РАО, ректор Российского государственного университета нефти и газа НИУ имени И.М. Губкина В. Г. Мартынов акцентировал внимание участников на том, что XR-технологии участвуют в создании иммерсивных образовательных сред, но являются лишь необходимым инструментом, обеспечивающим погружение в реальную будущую производственную деятельность, т.к. в основе образовательного процесса лежит взаимодействие преподавателя и обучаемых. Технологическая оснащенность образовательной организации позволяет повысить качество образования, но главным фактором успешности выпускников является высокая квалификация профессорско-преподавательского состава, их готовность к применению современных технологий в научно-образовательной цифровой экосистеме, следование гуманистическим ценностям в процессе воспитания. Следовательно, одним из существенных результатов исследования должно стать выявление дидактических и психолого-педагогических аспектов.

В своем докладе Н.Д. Подуфалов, научный руководитель лаборатории развития высшего профессионального образования Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор ознакомил участников мероприятия с проводимой Российской академией образования и Губкинским университетом совместной деятельностью по разработке общей теории и дидактики высшего образования в части подготовки инженерно-технических и технологических кадров, а также по изучению инновационного опыта применения цифровых технологий в учебном процессе в высшей и средней профессиональной школе. Важным направлением данной деятельности являются мониторинговые исследования инновационных разработок и новых дидактических решений в ряде технических вузов, а также проводимый по инициативе Управления стратегического планирования Губкинского университета мониторинг применения иммерсивных технологий в высшем и среднем профессиональном образовании. Результаты обоих мониторингов позволят сформировать информационную базу данных о наиболее передовых направлениях разработки и применения цифровых технологий в высшей и средней профессиональной школе, а также станут экспериментальной основой для развития раздела дидактики, связанного с применением современных цифровых, сетевых и когнитивных технологий в образовательном процессе.

Представители Губкинского университета – проректор по научной работе, доцент РАО П.К. Калашников и начальник отдела сопровождения программ развития управления стратегического развития А.Ю. Строгонов представили выявленные тенденции применения иммерсивных технологий и дали оценку инфраструктурной готовности к внедрению XR-технологий в высшем и среднем профессиональном образовании.

В обсуждении результатов первого этапа исследования приняли участие академик РАО И.И. Халеева, заведующая лабораторией современных форм и методов воспитания профессионального самоопределения и профориентации Центра воспитания и развития личности Российской академии образования, доктор педагогических наук, эксперт РАО А.К. Орешкина, заместитель начальника управления стратегического развития Губкинского университета Д.Ю. Жедяевский.

Вторым этапом исследования «Иммерсивные технологии в высшем и среднем профессиональном образовании» является научное осмысление полученных результатов, доработка анкеты и расширение круга участников опроса.