В Новосибирске обсудили направления научно-педагогических исследований в сфере детства

Меню раздела

26 и 27 ноября на базе Новосибирского государственного педагогического университета в рамках деятельности Научного центра РАО состоялся двухдневный межвузовский семинар Российской академии образования под научным руководством главного ученого секретаря президиума РАО, профессора, академика РАО Светланы Вениаминовны Ивановой. Мероприятие прошло в очном и дистанционном форматах.

В ходе семинара разработаны основные направления тематик научно-педагогических исследований в сфере детства.

«Сегодня, в складывающемся информационном обществе, когда дети начинают пользоваться гаджетами с девяти-одиннадцатимесячного возраста, мы имеем дело с ребенком, который приходит в школу, научившись писать путем нажатия кнопок на телефоне, а не выводя ручкой буквы на бумаге. У этого ребенка совершенно другое мышление, другая психика, другой способ коммуникации с миром. Значительное время он проводит в соцсетях, которые рисуют ему другой мир, нередко обманчивый. Этого ребенка педагоги все еще знают недостаточно хорошо и задача психологов – дать нам его портрет. Педагогам же надо правильно определить место воспитания в образовательном процессе в современном мире, научиться обновлять содержание образования, не просто увеличивая объем материала по своему предмету, а используя системно-деятельностный подход, заявленный в обновленных стандартах Министерства просвещения. Кроме того, нам не хватает исследований проблем молодых семей – для Года семьи это особо актуальная тема. В отдельных вузах есть хороший опыт поддержки молодых семей, но он остается неописанным наукой, чтобы его можно было масштабировать», – отметила Светлана Вениаминовна Иванова.

В межвузовском семинаре приняли участие исследователи и преподаватели всех педагогических вузов Сибири.

В ходе семинара под модерацией проректора по научной работе Новосибирского государственного педагогического университета, профессора Татьяны Александровны Ромм прозвучали выступления ведущих ученых-педагогов: профессора Е.А. Александровой (НИУ «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»), члена-корреспондента РАО, профессора Н.В. Чекалевой («Омский государственный педагогический университет»), профессора М.В. Шакуровой («Воронежский государственный педагогический университет»), профессора О.Ю. Елькиной («Кемеровский  государственный университет», филиал г. Новокузнецк), профессора С.И. Поздеевой («Томский государственный педагогический университет»), профессора А.В. Молоковой («Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»), профессора Т.В. Фуряевой (Красноярский государственный педагогический университет им. В.А. Астафьева»), профессора Ю.М. Перевозкиной («Новосибирский государственный педагогический университет) и др.

Перечень тематик научно-педагогических исследований в сфере детства подготовлен для дальнейшего обсуждения в Российской академии образования и представления Координационному совету при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства и Министерству просвещения Российской Федерации.

27 ноября прошел семинар «Методологические затруднения в научно-педагогических исследованиях». Академик РАО Светлана Вениаминовна Иванова выступила с лекцией для научных консультантов, научных руководителей диссертантов, председателей и членов диссертационных советов по педагогическим специальностям.

В формате публичной консультации 27 и 28 ноября обсуждены конкретные исследования будущих докторов и кандидатов наук в сфере образования.

28 ноября на Ученом совете Новосибирского государственного педагогического университета выпускница этого вуза, академик РАО Светлана Вениаминовна Иванова по единогласному решению Ученого совета получила звание почетного профессора Университета и выступила с докладом «Аксиологический кризис в эпоху постмодернизма и задачи образования».

И.о. ректора Новосибирского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук Сергей Александрович Нелюбов выразил стремление развивать и укреплять связи с Российской академией образования.