Актуальные проблемы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями обсудили в РАО

Меню раздела

26 ноября в Российской академии образования состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями», организованная Центром развития инклюзивного образования РАО совместно с Институтом коррекционной педагогики. В работе конференции приняли участие более 600 участников из разных регионов России.

Цель конференции была направлена на поиск консолидированной научной позиции по обеспечению практики квалифицированными педагогическими кадрами для специального и инклюзивного образования путем разработки профессиональных программ на основе синергии инновационных научных достижений, воспитательных практик и тенденций цифровизации.

С приветственными словами к участникам конференции обратились вице-президент Российской академии образования, академик РАО, доктор психологических наук Виктор Стефанович Басюк; директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Павловна Фальковская; директор Института коррекционной педагогики, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Татьяна Александровна Соловьева.

Ведущими пленарного заседания «Стратегические ориентиры развития системы подготовки дефектологических кадров» выступили Татьяна Александровна Соловьева, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, и Юлия Олеговна Филатова, заведующая лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования центра развития инклюзивного образования РАО, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Московского педагогического государственного университета, профессор РАО, доктор педагогических наук.

На пленарном заседании обсуждались актуальные проблемы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями для национальной системы образования, среди которых – вопросы совершенствования системы подготовки дефектологических кадров в соответствии с актуальными направлениями образовательной политики; междисциплинарного подхода в программах профильной подготовки кадров в области специального и инклюзивного образования; выработки единых стратегических направлений модернизации инклюзивного высшего образования; существующие воспитательные практики в высшей школе, направленные на формирование научной этики молодого ученого и культуры учителя-дефектолога.

Доклад Николая Дмитриевича Подуфалова, академика РАО, доктора физико-математических наук, профессора, был посвящен методологическим основам науки об образовании, проблеме доказательности в науке, синтезу научных знаний в организации междисциплинарных научных исследований.

Актуальные вопросы поддержки молодых ученых в области коррекционной педагогики и психологии Российской академией образования были раскрыты в выступлении Никиты Алексеевича Краснощекова, главного аналитика отдела координации научных исследований РАО, председателя Совета молодых ученых и специалистов РАО, кандидата исторических наук, доцента кафедры управления образовательными системами факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова.

Проблемы подготовки кадров для системы инклюзивного образования в высшей школе представила в докладе Мария Александровна Симонова, директор учебно-научного института сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, заведующая лабораторией координации и мониторинга диссертационных исследований по педагогическим и психологическим наукам РАО, доктор исторических наук.

Ирина Юрьевна Фроленкова, руководитель центра воспитания и развития личности РАО, кандидат философских наук, в своем сообщении осветила роль Российской академии образования в разработке теоретических и методических основ реализации воспитательной деятельности в вузах.

На трех секционных заседаниях конференции был презентован региональный опыт подготовки педагогических кадров для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью ведущих научных центров РАО, выступивших партнерами конференции. Среди них – Мурманский арктический государственный университет, Тихоокеанский государственный университет, Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет.

В перерыве между пленарным и секционными заседаниями была представлена виртуальная выставка современных изданий по высшему дефектологическому образованию, подготовленная Информационным центром «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО.

Участниками конференции стали преподаватели и сотрудники вузов; исследователи в области коррекционной педагогики, специальной психологии, педагогики высшей школы, смежных областей научного знания; руководители, методисты организаций общего образования, здравоохранения, социальной защиты; магистранты, аспиранты и молодые ученые.

При подведении итогов II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями» профессиональное дефектологическое сообщество обсудило проект резолюции конференции с учетом предложений, поступивших в процессе конструктивного диалога на площадке Российской академии образования.