«Учить умеем»: в РАО обсудили актуальные вопросы совершенствования педагогического образования

Меню раздела

21 ноября в Российской академии образования состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Учить умеем», посвященная актуальным вопросам педагогического образования. Мероприятие прошло в очном и дистанционном форматах.

«Совершенствование педагогического образования – важнейшая государственная задача, на решение которой направлена деятельность Академии с первых дней ее существования. Сегодня профильные исследования отделений и центров РАО тиражируются в педагогических университетах. Наши ученые плотно работают с региональными центрами и инновационными площадками. Мы видим, что всегда существовавшая система взаимодействия столицы с субъектами постепенно восстанавливается. Сотрудничество с региональными центрами показывает огромный потенциал ученых на местах, важность их исследований», – сказала президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева.

Участие в пленарном заседании приняли директор института педагогики СПбГУ, председатель ФУМО по УГСН 44.00.00, научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, член-корреспондент РАО Елена Ивановна Казакова, директор Института психологии и образования Казанского федерального университета Айдар Минимансурович Калимуллин, заместитель президента РАО, кандидат педагогических наук Жанна Витальевна Садовникова.

Конференция направлена на обсуждение эффективной практики и научно-методических вопросов развития педагогического образования, содержания и моделей подготовки педагогических кадров. Участники обсудили вопросы развития отраслевых направлений педагогического образования, использования цифровых ресурсов в педагогической деятельности преподавателей высшей школы, обучения профессорско-преподавательского состава вузов, методик и технологий преподавания педагогических дисциплин, научно-методические вопросы допрофессионального педагогического образования.

В формате дискуссионной площадки эксперты рассмотрели различные аспекты «Современной школы в медиапространстве», обсудив вопросы школьного медиапроектирования, самопрезентации педагогов в социальных сетях, роли межпредметных связей в контексте медиапространства и др.

Спикеры круглого стола «Гуманитарный потенциал и ограничения использования цифровых технологий в педагогическом образовании» затронули вопросы влияния цифровых сервисов на когнитивные функции школьников и студентов, использования технологий искусственного интеллекта в методической подготовке студентов-лингвистов и их исследовательской работе и др.

Участники круглого стола «Содержание и модели непрерывного педагогического образования: современное состояние и перспективы развития» говорили о механизмах подготовки и непрерывного профессионального развития кадров для сферы дополнительного образования детей, подготовке методистов для системы дополнительного образования детей в вузе. Они также проанализировали характеристики, качества и условия неформального образования педагогических кадров в различных регионах России.

В рамках конференции также прошли круглые столы «Как мы учим педагогов в 21 веке? Обзор исследований», «Становление профессионализма будущих учителей», «Современные образовательные стратегии в университетской среде», «Содержание и модели педагогического образования в классическом университете», «Педагогическое образование в современном социокультурном пространстве» и др.

Кроме того, состоялись научно-практический интенсив, посвященный практикам наставничества в психолого-педагогической деятельности, педагогическая мастерская «Тексты новой природы в учебном процессе вуза» и научный семинар по вопросам подготовки будущих педагогов в информационном обществе.

По итогам конференции сформулированы предложения по развитию интеграции и преемственности организаций высшего, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования в процессе подготовки педагогических кадров; разработке и реализации программ повышения квалификации для педагогов, направленных на освоение современных методов и технологий обучения, включая использование цифровых инструментов и ресурсов; организации серии научных семинаров для обмена опытом между педагогами из разных регионов России по вопросам применения инновационных методических подходов к решению актуальных задач образования и воспитания; распространению успешных практик подготовки педагогических кадров дополнительного образования по новым профилям, востребованным сферами образования, культуры и экономики страны. В числе предложений также – создание условий для поэтапного развития методических кафедр в вузах, реализующих программы педагогического образования; обеспечение интеграции дидактического и методического содержания образования, организация постоянного диалога и совместных исследований в области методики преподавания предметов вне зависимости от предметной специализации.