В Челябинске обсудили меры психолого-педагогической и социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Меню раздела

12 ноября в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете состоялась международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка, нуждающегося в особой заботе государства: взгляд молодых ученых».

Участники обсудили результаты исследований молодых ученых и практический опыт в области психолого-педагогической и социальной поддержки семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

С приветственными словами к участникам конференции обратились ректор Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Александр Игоревич Кузнецов и проректор по науке Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Сергей Федорович Лихачев.

На пленарном заседании под руководством декана факультета инклюзивного и коррекционного образования Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Виктории Сергеевны Васильевой представлены актуальные возможности системы образования в части оказания психологической и социальной поддержки семьям, воспитывающим особых детей.

В ходе заседания руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Светлана Борисовна Лазуренко выступила с докладом «Баланс необходимости владения информацией и избегания травматизации родителей при изучении социальной ситуации развития ребенка с особыми образовательными потребностями». Светлана Борисовна рассказала о специфике профессиональной деятельности специалистов психолого-педагогического профиля при консультировании семьи ребенка с особыми образовательными потребностями и отметила, что достаточно часто родители находятся в состоянии стресса, поэтому взаимодействие с ними требует дополнительных профессиональных компетенций и учета таких социальных факторов, как родительская позиция, мотивы и ценности, наличие социальных ресурсов. Основная цель психолого-педагогической помощи заключается в предотвращении распада семьи и сохранении психологического, личностного и трудового потенциала родителей. В завершение выступления Светлана Борисовна представила ключевые принципы взаимодействия с родителями и алгоритм психологического сопровождения.

Ведущий аналитик Центра развития инклюзивного образования РАО, кандидат психологических наук Ксения Алексеевна Боженкова в докладе «Исследовательская деятельность молодых ученых в области психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями» представила систему государственной и общественной поддержки молодых ученых. Ксения Алексеевна рассказала о трудностях, с которыми сталкиваются молодые ученые при написании диссертаций, и обозначила ключевые социальные препятствия в реализации научных интересов. Представлены актуальные темы диссертационных исследований по психологическим наукам в сфере образования, в частности, в области психологического и психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, подростками и взрослыми лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Ксения Алексеевна также выступила модератором секции «Научные инициативы молодых ученых в области психолого-педагогического сопровождения семьи особого ребенка». На секции обсуждены вопросы вовлечения близких взрослых в образовательный процесс, реализации коррекционно-развивающего обучения в домашних условиях, преемственности содержания психолого-педагогической помощи семьям с детьми с задержкой психического развития и междисциплинарного взаимодействия в системе образования детей ОВЗ.

Участники конференции обменялись опытом, представили новые подходы к поддержке семей на разных этапах возрастного развития детей и обсудили исследования и технологии социальной интеграции инвалидов. Они также отметили важность профессионального диалога, сотрудничества и междисциплинарного взаимодействия для решения актуальных задач.