6 ноября в Кыргызской государственной медицинской академии имени И.К. Ахунбаева состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Биомедицина и новые технологии». Конференция объединила специалистов Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования и Кыргызской академии образования.
Участники обсудили инновационные подходы в комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации, инклюзивном образовании и социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями.
С приветственными словами к участникам обратились ректор Кыргызской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор Индира Орозбаевна Кудайбергенова, ректор Кыргызского государственного университета имени Ишеналы Арабаева, доктор филологических наук, профессор Айгуль Толоковна Абдраева, а также Елена Александровна Огородникова, руководитель научно-образовательного центра «Биологические и социальные основы инклюзии» Института физиологии имени И.П. Павлова Российской академии наук.
На пленарном заседании были рассмотрены ключевые медицинские аспекты инклюзии, в том числе применение нейротехнологий, роль логопедической работы в лечебных учреждениях, методы социализации детей с нарушениями речи и другими особенностями развития. Обсуждались вопросы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в перинатальный период, лечения психических расстройств у детей, а также междисциплинарные подходы к поддержке детей с аутизмом. Важное внимание уделили семейной реабилитации с использованием иппотерапии как основного метода.
В рамках конференции состоялся круглый стол «Психологические проблемы инклюзии», модератором которого выступила Мария Василовна Фазульянова, ведущий специалист НЦМУ Павловского центра Института физиологии Российской академии наук.
Светлана Борисовна Лазуренко, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО представила на круглом столе доклад на тему «Возможности удовлетворения индивидуальных потребностей биологической и социальной природы у детей с ОВЗ в инклюзивном образовании». В своем выступлении Светлана Борисовна отметила, что удовлетворить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования реально лишь при наличии междисциплинарного и межведомственного взаимодействия, благодаря которым могут быть созданы образовательные условия с учетом актуальных данных о состоянии здоровья обучающегося, реализованы мероприятия по восстановлению психофизического функционирования и точно подобраны специальные средства, технологии, методы и содержание обучения, а также команда профессионалов, которая способствует совершенствованию психологического и личностного развития детей, просвещению родителей в вопросах его воспитания в семье. Цель реализации дифференцированного подхода в обучении и вариативность образовательных моделей, исходя из структуры особых образовательных потребностей обучающихся и социального запроса родителей, заключается в социальной интеграции, независимости и самостоятельности личности, ее трудовой и профессиональной состоятельности.
Современный взгляд на рациональное распределение воспитательных ресурсов в семье ребенка с ОВЗ изложила в докладе «Родители и прародители в системе инклюзивного образования» Ксения Алексеевна Боженкова, ведущий аналитик Центра развития инклюзивного образования РАО, кандидат психологических наук. На основании данных своего исследования она продемонстрировала высокую значимость преемственности традиций воспитания и опыта старших поколений при формировании детско-родительских отношении в молодой семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ. С учетом современной трансформации межличностных отношений в семейной структуре нередко для объединения близких людей в процессе воспитания ребенка с ОВЗ требуется целенаправленная психологическая помощь для налаживания конструктивного диалога, осознания своей позиции и роли в вопрсах ухода и воспитания ребенка, выбора организационной формы образования.
Конференция собрала преподавателей и студентов медицинских и психолого-педагогических направлений, социальных работников, специалистов по адаптивной физической культуре и сенсорной интеграции, а также представителей специальных школ, дошкольных учреждений и НПО, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.