Ученые РАО представили научные и нормативные основы преемственности психологического сопровождения образования на Всероссийском съезде психологических служб

Меню раздела

18 июня на Всероссийском съезде психологических служб в системе образования Российской Федерации в рамках тематической площадки члены Отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования представили результаты научных исследований, актуальных для обеспечения преемственности психологического сопровождения обучающихся при переходе из общеобразовательных организаций в вузы и колледжи.

Модераторами мероприятия выступили научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования, академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова и член Президиума Федерации психологов образования, кандидат психологических наук Елена Ивановна Метелькова.

В своем выступлении Татьяна Николаевна Тихомирова представила результаты Всероссийского исследования психологического благополучия и образовательных результатов первокурсников сквозь призму стратегии поступления в вуз. Татьяна Николаевна отметила, что выбор школьником стратегии поступления в вуз оказывается взаимосвязанным с образовательными результатами уже на первом учебном году в вузе, а уникальное сочетание выраженности признаков психологического благополучия в группах студентов с различными стратегиями поступления может усилить или ослабить эту взаимосвязь. Эти научные данные могут быть использованы практическими психологами в работе и со школьниками старших классов, и со студентами первого курса вузов.

О необходимости принимать во внимание результаты междисциплинарных исследований регуляторных функций мозга рассказала член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор Регина Ильинична Мачинская. Во время представления психофизиологических данных Регина Ильинична соотнесла закономерности функциональной незрелости регуляторных систем мозга обучающихся и возможные варианты их поведенческих реакций, связанных со снижением работоспособности, трудностями выполнения самостоятельных заданий, колебаниями внимания. Регина Ильинична предложила педагогам-психологам научно обоснованные рекомендации, основанные на данных психофизиологических исследований с участием обучающихся разных уровней образования.

В выступлении доктора психологических наук, профессора Татьяны Петровны Скрипкиной была затронута проблема трансформации системы доверительных отношений на этапе перехода обучающихся из школ в вузы. Татьяна Петровна подчеркнула, что при поступлении в вуз происходит резкое осознание своей взрослости, которое в то же время сопряжено с возникновением противоречия между желанием молодого человека брать ответственность на себя во всех сферах жизни и неумением это делать.

Член Президиума Федерации психологов образования, кандидат психологических наук Елена Ивановна Метелькова затронула проблему нормативных оснований деятельности психологов образовательных организаций общего, среднего профессионального и высшего образования. Елена Ивановна предложила эффективные технологии психологической работы со школьниками, которые могут помочь снизить, а в ряде случае и нивелировать адаптационные риски при переходе на следующий уровень образования.

Участники тематической площадки – психологи школ, колледжей и вузов – выразили благодарность ученым за возможность познакомиться с актуальными для практических психологов научными данными.