РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В РАО обсудили актуальные вопросы развития среднего профессионального образования

14 марта 2024 г. в Российской академии образования состоялся онлайн семинар-практикум «Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования», направленный на обсуждение вопросов совершенствования подготовки, переподготовки педагогических и инженерно-педагогических кадров как ключевого фактора развития системы СПО.

Онлайн семинар-практикум вызвал большой интерес у профессионального сообщества – представителей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российской академии образования, Министерства просвещения Российской Федерации, ФИРО РАНХиГС, образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, научных учреждений. Участниками мероприятия стали более 40 человек из Москвы, Московской области, Волгограда, Екатеринбурга. Более 160 человек подключились к трансляции дистанционно.

Президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева в своем приветствии отметила, что «…научный потенциал, профессионализм педагогических кадров системы СПО способен ответить на вызовы времени в решении инновационных задач, необходимых для укрепления российской экономики и обеспечения устойчивых темпов ее развития. Обсуждаемая тема является ключевой для технологического, экономического прорыва страны, роста производительности труда, повышения качества жизни российского общества и определяющей при формировании и реализации нового национального проекта «Кадры», объявленного в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2024 году Федеральному Собранию Российской Федерации».

И.о. вице-президента Российской академии образования, академик РАО М. Н. Стриханов подчеркнул необходимость определения оптимальных путей совершенствования педагогических и инженерно-педагогических кадров СПО.

 «Для бесперебойной работы системы среднего профобразования государством также создаются образовательные учреждения нового формата, а предприятиями – рабочие места, на которых ребята могут проходить производственную практику», – отметила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.Н. Скаковская.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации М.А. Скворцова в своем приветственном обращении подчеркнула важность онлайн семинара-практикума для развития системы СПО, в частности, федеральных проектов «Молодые профессионалы» и «Профессионалитет».

Заведующий лабораторией развития среднего профессионального образования Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО В.М. Дёмин, представил аналитический обзор «О состоянии и совершенствовании подготовки, переподготовки педагогических, инженерно-педагогических кадров как ключевого фактора развития системы СПО».

Член-корреспондент РАО В.И. Блинов посвятил свое выступление дифференцированному подходу к подготовке педагогических кадров СПО: структуре программ подготовки кадров для СПО, включая методику и дидактику, цифровую среду обучения и др.

Проректор по образовательной деятельности РГПУ им. Герцена В.И. Снегурова рассказала о возобновлении деятельности вуза в области подготовки кадров для СПО и реализации программ повышения квалификации для преподавателей общеобразовательных дисциплин с учетом профилей колледжей, а также предложила рассмотреть возможность формирования общегородского заказа на подготовку педагогических кадров для СПО.

И.о. ректора Российского государственного профессионально-педагогического университета, руководитель Научного центра РАО на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета В.В. Дубицкий поделился опытом РГППУ по подготовке инженерно-педагогических кадров для СПО, модернизации ФГОС, взаимодействию со стратегическими партнерами, использованию нейрокогнитивных технологий в организации учебного процесса.

Начальник Управления развития профессионального образования Российского университета транспорта А.Ю. Овчинников посвятил выступление вопросам внедрения в систему высшего образования новых практико-ориентированных гибких профессиональных образовательных программ, направленных на формирование у выпускников современных инженерных и педагогических компетенций.

Почетный работник высшего профессионального образования, профессор Московского государственного института культуры В.П. Косырев представил ретроспективу и перспективу развития инженерно-педагогического образования в Российской Федерации.

Директор Профессионального колледжа “Энергия” Н.В. Нерсесян  на примере конкретной образовательной организации раскрыл опыт профессионального обучения кадров СПО в рамках дополнительного профессионального блока, реализуемого федеральный проект «Профессионалитет».  

Актуальность онлайн семинара-практикума обусловлена масштабными задачами по модернизации российской экономики и ее переводу на суверенный путь развития за счет технологического перевооружения ключевых отраслей, что требует решения актуальной задачи совершенствования подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Одним из факторов успешного решения этой задачи является наличие компетентных и квалифицированных педагогических и инженерно-педагогических кадров в системе СПО. 

Мероприятие было проведено при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Общероссийской общественной организации «Союза директоров средних специальных учебных заведений России».

По итогам онлайн семинара-практикума будет выпущен электронный бюллетень.

Запись онлайн семинар-практикума доступна по ссылке.

Место проведения: Российская академия образования, г. Москва, ул. Погодинская, д .8.