Подведены итоги второго дня I Международной Ассамблеи «Ученик в современном мире: формула успеха»

Меню раздела

В рамках второго дня Ассамблеи прошёл Российский дидактический форум, на котором обозначены современные дидактические подходы в контексте реализации федеральных проектов «Современная школа» и «Учитель будущего» национального проекта «Образование», представлены дидактические концепты, на которых строится современное школьное образование, намечены пути углубления взаимосвязей педагогической теории и образовательной практики.

Модератором форума выступила Светлана Вениаминовна Иванова, главный ученый секретарь президиума РАО, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор.

Экспертом Форума стала Людмила Михайловна Перминова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры непрерывного образования Московского государственного областного университета.

Ирина Михайловна Осмоловская, председатель Научного совета по дидактике отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, сообщила о состоянии дидактического знания в современных условиях, об обновлении содержания современного образования. В частности, отметила, что изменение представлений о процессе обучения в настоящем и будущем может быть связано с новыми взглядами на образование, его постмодернистскими основаниями, успехами нейродидактики, когнитивистики, лингводидактики и междисциплинарных исследований.

Галина Сергеевна Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, кандидат педагогических наук, раскрыла направления повышения качества общего образования на основе изучения результатов международных сравнительных исследований, представила современные научно-методические материалы, которые сегодня применяются учителями в школе, для формирования функциональной грамотности, навыков 21-го  века. Проанализировав образ «учителя будущего» на основе мнений педагогов, предложила вниманию участников взгляд педагогов на свою профессию: «Педагог – это человек, показывающий пример непрерывного образования, который постоянно узнает, ищет, преодолевает границы своего знания, импровизирует, созидает».

Евгений Александрович Ямбург, академик РАО, доктор педагогических наук, выступая с докладом «Дифирамб дидактике», представил дидактическое знание в действии, в школьной практике, а также отметил: «С детьми мы должны обсуждать всё. Надо разговаривать, нельзя молчать. Нет закрытых тем. Если к нам не будет доверия, то ни педагогика, ни дидактика не сработают».

Учёные и эксперты отметили дефицит научных кадров в области дидактики и необходимость формирования новых научных подходов в современных условиях.

В рамках Дидактического форума состоялись три секции, участники которых в дискуссионном формате обсудили поднятые на пленарном заседании проблемы. При подведении итогов работы секций в заключительной части пленарного заседания были высказаны яркие идеи и предложения по сотрудничеству педагогов с Академией, мнения о необходимости таких встреч практиков и ученых.

Ольга Юрьевна Васильева, президент РАО, академик РАО, завершая Российский дидактический форум, отметила важность разговора о дидактике в широком педагогическом сообществе, рассказала об актуальных направлениях научно-методических разработок, сообщила о запланированном запуске на базе Академии образовательных программ дополнительного профессионального образования по актуальным педагогическим проблемам, среди которых повышение роли дидактического знания особенно значимо. 

В тот же день в рамках Ассамблеи состоялась стратегическая сессия «Развитие профильного и предпрофессионального образования», выстроенная на основе анализа развития новых институциональных форм профильного и предпрофессионального образования в контексте программы «Приоритет 2030», федеральных проектов «Современная школа», «Социальные лифты для каждого», «Учитель будущего» национального проекта «Образование», федерального проекта «Развитие научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука».

Модератором мероприятия выступила Ольга Александровна Агатова, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития цифровой образовательной среды Центра развития образования РАО.

Экспертом Сессии выступил Николай Дмитриевич Подуфалов, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор.

С приветственными словами выступили:

Андрей Андреевич Емельянов, заместитель Президента Российской академии образования,

Наталья Александровна Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы,

Александр Михайлович Соломатин, начальник отдела интеграции науки и образования Управления научно-информационной деятельности Российской академии наук.

Стратегическая сессия состояла из двух частей: установочной, на которой выступили ведущие эксперты страны в обсуждаемой области, и проектно-аналитической, посвященной конкретному обсуждению в режиме групповой работы конкретных профилей.

В первой части мероприятия выступили:

Ольга Александровна Агатова, заведующий лабораторией развития цифровизации образования Центра развития образования РАО, доктор педагогических наук;

Александр Владимирович Леонтович, директор Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат педагогических наук;

Наталья Викторовна Бирюкова, директор Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России;

Андрей Борисович Пастухов, директор университетского лицея НИЯУ МИФИ, кандидат технических наук;

Игорь Анатольевич Якимов, директор лицея Московского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук;

Вера Алексеевна Илюхина, директор школы № 2006 города Москвы, кандидат педагогических наук.

Во второй части Сессии приняли участие:

Бирюкова Наталья Викторовна;

Пастухов Андрей Борисович;

Якимов Игорь Анатольевич;

Леонтович Александр Владимирович.

По итогам сессии систематизированы организационные и дидактические особенности практик профильного и предпрофессионального образования.

Продемонстрирована эволюция моделей и практик профильного образования с конца XX века, которая включает следующие этапы: подготовка к производственному труду; углубленное изучение предметов; развитие самоопределения и самостоятельности; создание предуниверсариев – предакадемической среды; вовлечение школьников в новые профессии перспективных рынков труда; а также проектное образование на фронтире наук и технологий; развитие субъекта деятельности. Такая динамика основана на изменении антропологических представлений о развивающемся человеке в профильном и предпрофессиональном образовании: от «будущей рабочей силы» через этап «качественного абитуриента» до «субъекта осознанного выбора и деятельности».