Учёные обсудили психологические исследования для решения практических задач образования

14 июня в рамках V Всероссийского форума с международным участием «Психология образования: современный вектор развития» состоялся Симпозиум Российской академии образования «Психологические исследования – для решения практических задач образования». Симпозиум организован Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе высшего образования РАО и Центром междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании Российской академии образования на базе Уральского регионального научного центра Российской академии образования в Екатеринбурге.

Модератором симпозиума выступил академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО Сергей Борисович Малых. На заседании симпозиума прозвучали доклады, объединенные проблематикой междисциплинарного изучения психологических фенотипов и их связи с индивидуальными различиями в обучении на всем протяжении общего, среднего профессионального и высшего образования.

Заседание открыл доклад научного руководителя Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, академика РАО Татьяны Николаевны Тихомировой, посвящённый специфике сочетания показателей психологического благополучия и образовательных результатов у студентов первых курсов с разными стратегиями поступления в вуз. Результаты психофизиологического исследования феномена математической тревожности у студентов представил главный аналитик Центра междисциплинарных исследований в сфере образования Тимофей Валерьевич Адамович. Научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования, кандидат психологических наук Светлана Владимировна Персиянцева рассказала о многообразии личностных ресурсов психологического благополучия современных студентов.

Проблематика эмоционального  благополучия детей школьного возраста затронута в докладе директора департамента психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, кандидата психологических наук Анны Александровны Печеркиной и старшего преподавателя кафедры общей и социальной психологии Георгия Игоревича Борисова. Доклад главного специалиста Центра междисциплинарных исследований в сфере образования Российской академии образования Софии Анатольевны Миронец посвящен результатам окулографического анализа когнитивного функционирования детей после лечения опухоли мозжечка. Ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования, кандидат психологических наук Виктория Игоревна Исматуллина в своем докладе обозначила особенности взаимосвязи точности оценки школьниками количественной информации с другими показателями когнитивного развития. 

Представленные в докладах результаты исследований с участием студентов и школьников могут стать научной основой технологий психологического сопровождения обучения в вузах, школах и колледжах, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. Обсуждены проблемы организации научных исследований в образовательных организациях, вопросы специфики применения психодиагностических методов в практике образования, наиболее эффективные стратегии научного сотрудничества. Подводя итоги Симпозиума, академик РАО Сергей Борисович Малых отметил решающее значение совместной исследовательской работы ученых, специалистов и руководителей психологических служб образовательных организаций по актуальным проблемам психологического сопровождения обучения и воспитания.