14 июня на базе Уральского регионального научного центра РАО состоялся V Всероссийский форум «Психология образования: современный вектор развития», объединивший психологов образования, работающих в детских садах, школах, колледжах и вузах Российской Федерации и государств ближнего зарубежья. Программа форума охватила широкой круг тем – от психологического благополучия всех участников образовательных отношений до технологий сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями и профессионального роста специалистов психологических служб.
Форум открыл первый проректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Дмитрий Витальевич Бугров, подчеркнув принципиальное значение психологических знаний в обучении современной студенческой молодежи.
С приветственными словами к участникам форума обратился и.о. вице-президента Российской академии образования, академик РАО Виктор Стефанович Басюк. Виктор Стефанович рассказал об общественно значимых мероприятиях, реализуемых Российской академией образования в интересах повышения эффективности психологического сопровождения высшего образования, и пожелал участникам плодотворной работы, активного взаимодействия и конструктивных решений.
Пленарное заседание Форума открыла заведующая лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО Ирина Александровна Баева с докладом о ресурсах психологической безопасности обучающихся в ситуации социальной неопределенности. Ирина Александровна представила концепцию психологической безопасности образовательной среды, дала определения ключевым понятиям и обозначила приоритетные направления работы психологических служб образовательных организаций.
На пленарном заседании выступила научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова с докладом по данным научного анализа когортных различий в выполнении теста интеллекта российскими школьниками за десятилетний период. Татьяна Николаевна рассказала о существовании когортных различий по тесту «Стандартные прогрессивные матрицы», подчеркнув, что ученики, пришедшие в школу в определенный учебный год, могут статистически значимо более или менее успешно выполнять задания этого теста. Впервые в лонгитюдном исследовании с участием российских учеников доказано, что начальное школьное обучение существенно сокращает когортные различия между школьниками, являясь важнейшим социокультурным фактором развития, а сложность тестовых заданий является модулятором такого влияния. Соавтором доклада выступил академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО Сергей Борисович Малых.
В ходе пленарного заседания выступил заместитель директора Института психологии РАН, доктор психологических наук Александр Валентинович Махнач с докладом «Исследования психологии семьи: от неблагополучия к жизнеспособности», отметив высокую социальную востребованность выполнения научных проектов в сфере психологии семьи, в том числе в контексте повышения жизнеспособности замещающей семьи и профилактики сиротства. Завершил пленарное заседание доклад и.о. декана факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, доктора психологических наук Светланы Николаевны Костроминой «Становление личности в эпоху цифровизации образования».
Модератором пленарного заседания выступила директор Департамента психологии Уральского гуманитарного института УрФУ, кандидат психологических наук Анна Александровна Печеркина.
Программа Форума представлена секционными заседаниями, симпозиумом и мастер-классами с участием более 350 ученых, психологов, работающих в университетах, колледжах и школах, учителей и преподавателей.
Участники форума выражают благодарность директору Уральского гуманитарного института УРФУ, члену-корреспонденту РАО Эльвире Эвальдовне Сыманюк за организацию мероприятия на высоком профессиональном уровне и тёплый приём.