13 ноября в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации состоялась научно-практическая конференция «Синхронизация профессиональной подготовки кадров с развитием отраслей экономики и рынков труда – ключевой фактор инновационного развития системы СПО и профессионального обучения», организованная Центром развития высшего и среднего профессионального образования (СПО) Российской академии образования. Мероприятие прошло в рамках Всероссийского форума Союза директоров организаций СПО России – руководителей колледжей при вузах.
В последнее время заявленная в названии конференции тема обсуждалась на многих площадках систем профессионального образования с участием индустриальных партнеров. Поэтому важнейшими целями и задачами конференции стали: на основе научного анализа обсудить лучшие практики подготовки кадров в существующей более чем 25 лет модели непрерывного профессионального образования «вуз-колледж», оценить их эффективность, выявить проблемы, вызовы и риски в обеспечении экономики России новым качеством кадрового потенциала, а также предложить практические рекомендации образовательным организациям для реализации национальных целей Российской Федерации до 2030 года.
Участие в конференции приняли более 400 ученых, исследователей, преподавателей высшего и среднего профессионального образования, представителей федеральных и региональных органов управления образованием, студентов.
С приветствием к участникам конференции «Синхронизация профессиональной подготовки кадров с развитием отраслей экономики и рынков труда – ключевой фактор инновационного развития системы СПО и профессионального обучения» обратилась президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева. Она подчеркнула, важность синхронизации подготовки специалистов с прогнозами рынка труда, сокращения разрыва между потребностями экономики в кадрах и реальным предложением, между запросами работодателей и квалификацией выпускников.
«По этому направлению активно работают ученые Российской академии образования. Они участвуют в разработке стратегий, чтобы сделать среднее профессиональное образование качественным, доступным и конкурентоспособным. Среди ключевых аспектов этой работы — точный прогноз потребностей рынка труда, своевременное обновление образовательных и профессиональных стандартов, развитие гибких форм обучения, и, конечно, повышение престижа профессионального образования и укрепление связей с бизнесом», – сказала Ольга Юрьевна Васильева.
Участников конференции также приветствовали заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Николаевна Скаковская, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета Государственной Думы по энергетике Борис Михайлович Гладких, заместитель министра просвещения Российской Федерации Владимир Борисович Желонкин, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Викторовна Петрова.
Модератором мероприятия выступил заместитель руководителя Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО, заведующий Лабораторией развития среднего профессионального образования Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации Виктор Михайлович Демин.
Он отметил значимость конференции для реализации современной государственной политики в сфере профессионального образования и рассказал участникам об исторической роли системы СПО, которая неизменно обеспечивала страну квалифицированными кадрами в самые сложные периоды, успешно сокращая разрыв между навыками, полученными в образовательном учреждении и требованиями на производстве.
В.М. Демин также рассказал о научно-исследовательской работе РАО по повышению качества подготовки кадров для социально-экономического развития страны, в том числе в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
В ходе конференции эксперты обсудили вопросы актуализации роли и места профессиональных образовательных организаций, университетских колледжей и структурных подразделений вузов, реализующих программы СПО, в синхронизации профессиональной подготовки кадров с развитием отраслей экономики и рынков труда, а также в обеспечении научно-технологического развития и реализации национальных проектов технологического лидерства.
Участники конференции представили результаты исследования деятельности образовательных организаций профессионального образования по перезапуску подготовки кадров под новые потребности рынка труда, обсудили создание новых рабочих мест в отраслях экономики, ход реализации федерального проекта «Профессионалитет», совершенствование подготовки кадров по техническим специальностям. Отмечено, что система СПО России становится ключевым фактором экономического роста отраслей экономики.
С докладами на конференции выступили:
Татьяна Сергеевна Попова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России;
Александр Владимирович Муратов, проректор Института развития профессионального образования;
Вера Андреевна Мальцева, директор центра развития навыков и профессионального образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат экономических наук, доцент;
Сергей Николаевич Карлов, заместитель руководителя Федерального кадрового центра оборонно-промышленного комплекса, кандидат экономических наук.
На основе результатов научных исследований эксперты обозначили актуальные направления развития СПО в рамках модели непрерывного профессионального образования «вуз-колледж» в условиях интеграции образования и производства, наставничества, реализации федерального проекта «Профессионалитет» и цифровизации образовательной среды.
Особое внимание участники уделили вопросам подготовки кадров для реального сектора экономики для высокотехнологичных отраслей экономики и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Эксперты сошлись во мнении, что профессиональное образование должно не только готовить квалифицированных специалистов, но и формировать ценностные ориентиры будущего поколения.
По итогам обсуждения предложены меры повышения качества профессионального образования с учетом скорости изменений в науке, технике, технологиях и направлениях подготовки кадров в соответствии с потребностями отраслей экономики и рынков труда.
Заведующий Лабораторией современных форм и методов профессионального самоопределения и профориентации Центра воспитания и развития личности РАО, член-корреспондент РАО Анна Константиновна Орешкина и руководитель Аналитического центра РАО Андрей Николаевич Кузнецов рассказали о научной оценке роли педагогических наук, научных исследованиях и их использовании в практике профессионального образования как важного условия обеспечения качества подготовки кадров для отраслей экономики.
Директор Центра компетенций «Цифровая экономик» Финансового университетаНадежда Юрьевна Сурова, руководитель проектов Центра образовательных программ профессиональной подготовки Корпоративной Академии Росатома Нина Станиславовна Шехтер, директор Департамента среднего профессионального образования, подготовки и развития педагогических и управленческих кадров Министерства образования Тульской области Елена Александровна Маклина, заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Инесса Васильевна Косолапова, проректор по образовательной деятельности Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова Ильдар Равильевич Абдулвелеев и доцент кафедры «Экономика труда и управление человеческими ресурсами» Российского университета транспорта РУТ (МИИТ) Алексей Юрьевич Овчинников.
В своих выступлениях эксперты проанализировали эффективность, механизмы и инструменты современного профессионального образования в субъектах Российской Федерации.
Отмечена необходимость совершенствования педагогических технологий для формирования профессионального самоопределения, мотивации молодежи к производительному труду, восстановления лучших практик подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, формирования в структуре образовательных организаций образовательных структур по оказанию содействия выпускникам, повышения социального статуса молодых специалистов, решения проблем подготовки и переподготовки педагогических кадров для системы СПО.
Ведущий аналитик Лаборатории развития СПО Центра развития высшего и среднего профессионального образования Российской академии образования Леся Николаевна Мельниченко, директор Всероссийского детского центра «Смена» Игорь Валерьевич Журавлев, директор Колледжа информатики и программирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, председатель Лиги колледжей при вузах Надежда Ибрагимовна Демкина рассказали о том, как современные студенты овладевают компетенциями в рамках развития научно-технического творчества и совершенствования воспитательной работы.
Участники мероприятия отметили, что экспертно-аналитическое обсуждение проблем и перспектив развития СПО и кадрового обеспечения отраслей экономики Российской Федерации в условиях реализации национальных проектов технологического лидерства обеспечит реализацию единого государственного плана по достижению национальных целей Российской Федерации.
По итогам обсуждения также отмечено, что подготовка высококвалифицированных специалистов является важнейшей составляющей современного образования, в значительной мере влияющей на формирование технологического лидерства и национального суверенитета страны. Приняты рекомендации для образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, а также предложения в адрес Минпросвещения России и Минобрнауки России.