В Саратове обсудили личностный потенциал учителя в образовательной парадигме

Меню раздела

16–17 апреля в Саратове в рамках 115-летнего юбилея Саратовского государственного университета и 100-летия кафедры методологии образования Саратовского государственного университета состоялся Большой научно-методический форум «Учитель в образовательной парадигме: личностный потенциал и социальные вызовы».

Мероприятие организовано Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н.Г. Чернышевского (СГУ), Российской академией образования, Федеральном учебно-методическим объединением в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки и Консорциумом «Развитие личностного потенциала в образовании».

На торжественном открытии форума с видеоприветствием к участникам обратилась президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева.

Модератором пленарного заседания форума выступил ректор СГУ имени Н. Г. Чернышевского Алексей Николаевич Чумаченко.

С докладами на пленарном заседании выступили:

Елена Ивановна Казакова, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, член-корреспондент РАО, председатель ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», доктор педагогических наук, профессор («Роль современного учителя в достижении долгосрочных национальных целей развития России»);

Светлана Алигарьевна Минюрова, руководитель Центра развития педагогического образования РАО («Эмоциональное благополучие как ресурс профессионального развития педагога»);

Александра Гививна Гогоберидзе, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, член-корреспондент РАО («Личностный потенциал дошкольника: что мы знаем о нем?);

Татьяна Геннадьевна Фирсова, директор Педагогического института СГУ имени Н.Г. Чернышевского («О системе педагогического образования в СГУ»);

В рамках работы форума состоялась панельная сессия РАО «Проблемы непрерывной подготовки школьного учителя: от психолого-педагогических классов к развитию компетенций молодого педагога», модераторами которой выступили Елена Ивановна Казакова и Светлана Алигарьевна Минюрова.

Участие в панельной сессии РАО приняли:

Елена Юрьевна Брель, руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, и.о. академика-секретаря Отделения общего среднего образования, член-корреспондент РАО;

Ирина Эдуардовна Кондракова, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, заместитель председателя ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», научный руководитель направления «Сопровождение классов психолого-педагогической направленности»;

Елина Елена Генриховна, руководитель приоритетных проектов и программ СГУ имени Н. Г. Чернышевского.

В секционных заседаниях форума приняли участие:

Светлана Анатольевна Писарева, член-корреспондент РАО, проректор по научной работе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена («Методология исследования трансформации педагогического образования»);

Марина Викторовна Шакурова, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета («Ценности и смыслы современного воспитания»).

17 апреля в рамках форума состоялось открытое заседание ФУМО ВО по УГСН подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» на тему «Развитие личностного потенциала ученика и учителя в современной системе образования». Модератором и докладчиком выступила научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, член-корреспондент РАО, председатель ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» Елена Ивановна Казакова. Она представила доклад «Концепция личностного потенциала в условиях реализации национальных целей развития страны».

На открытом заседании представлен доклад руководителя Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, и.о. академика-секретаря Отделения общего среднего образования, члена-корреспондента РАО Елены Юрьевны Брель «Личностный потенциал учебника педагогического класса в системе педагогического образования».

Участники форума обсудили вопросы личностно-развивающей образовательной среды в школе и вузе, педагогического образования в условиях классического университета, проблемы непрерывной подготовки школьного учителя, вопросы индивидуализации и персонализации в условиях стандартизации образования, цифровизации образования как инструмента развития личностного потенциала и др.

В рамках форума состоялась Международная конференция «Гуманизация образовательного пространства», занятие виртуального педагогического класса СГУ, мастер-классы «Межрегиональные обучающиеся сообщества в контексте непрерывного личностно-профессионального развития педагога: модель и специфика реализации», «Потенциал олимпиадной робототехники в личностном развитии ребенка».

Для студентов в рамках форума проводился Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию», направленный на выявление студентов, имеющих высокий уровень профессионально-ценностной ориентации, способных к профессиональному творческому развитию.