На российско-китайской конференции в РАО дан старт исследованию систем образования России и Китая

Меню раздела

16 декабря в Российской академии образования состоялась российско-китайская научно-исследовательская конференция «Научное обеспечение развития систем образования». Мероприятие, организованное Российской академией образования и Китайской национальной академией наук об образовании (China National Academy of Educational Sciences – CNAES), прошло в очном и дистанционном форматах в Москве и Пекине. На площадке РАО конференция объединила более 100 участников.

Конференция дала старт совместному исследованию «Реформирование образовательных систем в интересах будущего: пути и инновации в России и Китае», направленному на изучение стратегий развития образования и обобщение опыта двух стран.

В 2026 году в ходе исследования ученые России и Китая проведут анализ международных тенденций в стратегиях развития общего, среднего профессионального и высшего образования, обозначат перспективы профессионального развития педагогов и повышения качества образования и др. Организаторы исследования – Российская академия образования и Китайская национальная академия наук об образовании. Руководителями исследования выступят глава РАО Ольга Юрьевна Васильева и президент CNAES Ли Юнчжи.

Приветствуя участников конференции, президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева подчеркнула, что за время сотрудничества Российская академия образования и Китайская национальная академия наук об образовании выстроили устойчивый и системный формат научного взаимодействия. На основе подписанного соглашения последовательно развивались механизмы профессиональной коммуникации, проводились тематические встречи, укреплялись связи между исследовательскими коллективами двух стран.

«Сегодняшняя конференция занимает особое место в этой работе. Она не только логично продолжает выстроенный диалог, но и знаменует собой начало масштабного совместного проекта, направленного на глубокое исследование процессов реформирования систем образования России и Китая в контексте будущих вызовов и перспектив развития», – сказала Ольга Юрьевна Васильева.

Глава РАО также отметила важность обсуждения в рамках конференции вопросов развития образования, изучения результатов исследований, которые уже реализуются в России и Китае, анализа идей и решений, наиболее востребованных для современной образовательной политики.

«В рамках мероприятия мы охватываем широкий спектр тем – от содержания и качества образования до искусственного интеллекта, STEM-направлений, психического благополучия учащихся и подготовки педагогических кадров. Именно эти направления станут ключевыми в нашем совместном исследовании и лягут в основу будущей монографии, формируя ее содержательное ядро», – резюмировала Ольга Юрьевна Васильева.

На открытии конференции прозвучали приветственные слова почетных гостей – заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации Константина Ильича Могилевского, сенатора Российской Федерации, члена Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Александра Ильича Русакова. Приветствие министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова зачитала заместитель директора Департамента интеграции национальной системы образования и международного сотрудничества Минпросвещения России Анна Игоревна Горяинова. Приветственный адрес главы Россотрудничества Евгения Александровича Примакова огласила начальник Управления образования и науки Россотрудничества Светлана Владимировна Рыбушкина.

Модераторами открытия конференции выступили заместитель президента Российской академии образования Жанна Витальевна Садовникова и заместитель президента Китайской национальной академии наук об образовании Ли Сяоцян.

В ходе пленарного заседания «Реформирование образовательных систем в интересах будущего: пути и инновации в России и Китае» ведущие ученые и эксперты России и Китая обсудили глобальные тренды развития образования и методологические основания его мониторинга, провели сравнительный анализ стратегий развития международной образовательной политики и др.

Модераторами пленарного заседания выступили вице-президент РАО, президент Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, академик РАО Владимир Михайлович Филиппов и заместитель президента Китайской национальной академии наук об образовании Ли Сяоцян.

Доклады на пленарном заседании представили секретарь парткома Ляонинского педагогического университета, профессор, доктор педагогических наук Лю Хун, академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академик РАО Михаил Львович Левицкий, директор Института статистики и анализа образования Китайской национальной академии наук об образовании, старший научный сотрудник Китайской национальной академии наук об образовании Ма Сяоцян, вице-президент РАО, ректор Томского государственного университета, академик РАО Эдуард Владимирович Галажинский, профессор и научный руководитель докторантуры факультета образования Пекинского педагогического университета Тэн Цзюнь, академик РАО Владимир Пантелеймонович Борисенков, директор Института сравнительного образования, старший научный сотрудник Китайской национальной академии наук об образовании Ван Сяофэй.

В рамках конференции состоялась работа четырех тематических секций.

На секции «Цифровая трансформация, искусственный интеллект и инновационные модели подготовки кадров», модераторами которой выступили заведующий Лабораторией развития цифровой образовательной среды Центра развития образования РАО, профессор РАО Татьяна Николаевна Суворова и директор Департамента международного сотрудничества Китайской национальной академии наук об образовании Цинь Лин, участники обсудили вопросы цифровизации и использования искусственного интеллекта в образовании, в том числе инклюзивном. Эксперты также рассмотрели актуальные проблемы STEM-образования и подготовки высококвалифицированных кадров.

В ходе секции «Цели и содержание образования по уровням» специалисты России и Китая проанализированы ключевые вопросы развития общего, среднего профессионального и высшего образования. Модераторами дискуссии стали заместитель президента Российской академии образования Жанна Витальевна Садовникова и директор Департамента управления научными исследованиями Китайской национальной академии наук об образовании Ван Синьбо.

Вопросы повышения качества образования и обеспечения психического здоровья школьников и студентов обсуждены на секции «Качество образования, психическое благополучие учащихся и эффективность образовательной среды» под модерацией руководителя Центра развития образования РАО Екатерины Владимировны Убы и директора Департамента международного сотрудничества Китайской национальной академии наук об образовании Цинь Лин.

На секции «Подготовка педагогических кадров», модераторами которой выступили руководитель Центра развития педагогического образования РАО, руководитель Центра развития междисциплинарных исследования в сфере наук об образовании РАО, член-корреспондент РАО Светлана Алигарьевна Минюрова и директор Департамента управления научными исследованиями Китайской национальной академии наук об образовании Ван Синьбо, обозначены подходы к подготовке педагогических кадров для системы образования.

Итоги конференции подвели заместитель президента Российской академии образования Жанна Витальевна Садовникова и заместитель президента Китайской национальной академии наук об образовании Ли Сяоцян.

С российской стороны с докладами на конференции выступили заместитель президента РАО, академик РАН Геннадий Григорьевич Онищенко, вице-президент РАО, академик РАО Михаил Николаевич Стриханов, вице-президент РАО, ректор Томского государственного университета, академик РАО Эдуард Владимирович Галажинский, академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академик РАО Михаил Львович Левицкий, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии, академик РАО Сергей Борисович Малых, академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО, академик РАО Владимир Алексеевич Зернов, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, академик РАО Светлана Борисовна Лазуренко, руководитель Центра экспертизы в образовании РАО Дмитрий Александрович Метелкин, научный руководитель Лаборатории развития цифровой образовательной среды Центра развития образования РАО, академик РАО Вадим Валерьевич Гриншкун, заместитель директора Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО Виктор Михайлович Дёмин,научный руководитель Лаборатории развития содержания образования Центра развития образования РАО, член-корреспондент РАО Ирина Михайловна Осмоловская, академик РАО Владимир Пантелеймонович Борисенков, профессор департамента информатики, управления и технологий Московского городского педагогического университета, член-корреспондент РАО Сергей Георгиевич Григорьев, проректор по научно-методической работе Московского педагогического государственного университета Екатерина Александровна Балабаева,проректор по образовательной деятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Лариса Михайловна Кобрина.