Ученые РАО и специалисты психологических служб опубликовали первые результаты Всероссийского исследования первокурсников

Меню раздела

Первокурсники с разными стратегиями поступления в вуз различаются по уровню психологического самочувствия, субъективного счастья и тревожности, демонстрируя уникальные сочетания выраженности данных признаков. При этом выбор стратегии поступления оказывается взаимосвязанным с образовательными результатами студента на первом учебном году, а уникальное сочетание выраженности признаков психологического благополучия в группах студентов с различными стратегиями поступления может усиливать или ослабевать эту взаимосвязь.

Такие данные получены в ходе Всероссийского исследования студентов первых курсов вузов, организованного в 2023/24 учебном году по инициативе Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования.

Исследовательский проект РАО проводился в интересах формирования психологического благополучия и сохранения психического здоровья обучающихся и объединил 27 университетов с участием почти 7 000 первокурсников из 7 федеральных округов страны. К совместной научной работе подключились представители 5 министерств и ведомств, студенты 24 направлений подготовки высшего образования. География участников представлена 21 городом России.

Первые данные исследования опубликованы в номере № 6 журнала «Психологическая наука и образование». В фокусе внимания коллектива авторов, среди которых ученые РАО – академики РАО Татьяна Николаевна Тихомирова, Виктор Стефанович Басюк, Сергей Борисович Малых и специалисты вузовских психологических служб, – показатели психологического самочувствия, субъективного счастья, тревожности первокурсников и результаты их первой экзаменационной сессии.

Впервые анализ данных проводился через призму стратегии поступления студента в вуз – по результатам Единых государственных экзаменов, победителей и призеров олимпиад школьников, в рамках целевого набора, после окончания организаций среднего профессионального образования или по объединенным данным Единых государственных экзаменов и дополнительных вступительных испытаний, организованных вузами.

В статье представлены данные об индивидуальных ресурсах первокурсников, которые способствуют позитивной социализации молодого человека, его психологическому благополучию и наилучшему образовательному результату в вузе.

Полученные в проекте Российской академии образования результаты могут стать научной основой организации психологического сопровождения образования в вузе и уже успешно применяются специалистами вузовских психологических служб в работе с первокурсниками. 

Авторы благодарят редакционную коллегию журнала «Психологическая наука и образование» в лице главного редактора академика РАО Виталия Владимировича Рубцова за возможность максимально широкого обнародования результатов совместной исследовательской работы ученых РАО и практиков образования в интересах совершенствования психологического сопровождения высшего образования.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться по ссылке.