Более 75% российских педагогов повышают свою квалификацию в системе неформального образования

Меню раздела

Более 75% педагогических работников в Российской Федерации вовлечены в образовательные мероприятия неформального профессионального развития, показало совместное исследование Российской академии образования и Общероссийского Профсоюза образования.

Участниками исследования стали 24 698 педагогов со всей нашей страны, среди которых учителя (более 42%), воспитатели (почти 26%), преподаватели (почти 10%), педагоги-психологи, логопеды, методисты, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.

«Одной из важнейших уставных задач РАО как государственной академии наук является обобщение и распространение прогрессивного отечественного опыта развития образования, – сказала президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева. – Учитель продолжает учиться и узнавать что-то новое на протяжении всей своей жизни. Поэтому нам так важно было узнать, по каким причинам наши педагоги выбирают то или иное направление своего профессионального развития, какие темы наиболее востребованы и почему. Понимание этих причин будет способствовать развитию всего педагогического образования».

 «Общероссийский Профсоюз образования был активным участником исследования, содействуя в его проведении, так как также заинтересован в совершенствовании процессов непрерывного профессионального развития педагогов. Отрадно, что в ходе исследования мы смогли напрямую узнать от коллег о том, что дает им участие в программах неформального дополнительного профессионального образования, какие форматы им наиболее интересны, какие темы значимы. Знание этих особенностей поможет и Профсоюзу в проведении наших корпоративных образовательных программ», – отметила Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Ивановна Меркулова.

Участники исследования отметили, что больший интерес у них вызывают одноразовые или краткосрочные форматы обучения – онлайн-конференции и семинары (74%), посещение открытых уроков коллег и взаимообучение (почти 64%), семинары методического объединения предметников в своей организации (почти 60%) и другие форматы.

Интересны цели, к которым стремятся участники: совершенствование знаний и умений в своей профессиональной деятельности – 73,3%, познание нового – 66,3%, личностное (общее) развитие – 65,5%, необходимость соответствовать новым требованиям жизни, адаптироваться к новым условиям – 47,3%, повышение своего авторитета на работе – 39,3%, обеспечение возможностей дополнительного заработка, повышение заработной платы на работе – 30,8%, подготовка к смене профессии/специальности – 13,3%. Также почти четверть опрошенных (24,1%) отметили, что начали обучение за компанию с коллегами.

 

Среди причин выбора той или иной образовательной программы участники опроса выделяют:

  • 67% – возможность познакомиться с педагогическими идеями и материалами значимых в профессии коллег, специалистов, экспертов
  • 63,8% – возможность целенаправленно изучить/освоить нужное профессиональное умение или компетенцию
  • 62,8% – удобство онлайн (дистанционного) формата обучения
  • 58,5% – отсутствие необходимости прерывать трудовую деятельность
  • 54,9% – возможность самостоятельно определять сроки и темп своего обучения
  • 51,9% – отсутствие внешнего принуждения и учебного стресса
  • 51,7% – финансовую экономию
  • 49,8% – возможность делать перерывы и откладывать во времени свое обучение
  • 39,9% – отсутствие форм контроля результатов обучения
  • 30,8% – возможность смены профессиональной траектории.

 

Среди самых предпочтительных тем – направления, связанные с развитием конкретных педагогических техник: приемы работы в классах/группах, разнородных по уровню способностей и подготовки обучающихся (56,2%), приемы развития у обучающихся каких-либо умений (52,5%), практики оценивания обучающихся (50,7%) и другие. Наименее востребованы программы по личностному развитию педагогов: например, практики и методы сохранения педагогом физического здоровья (31,1%), практики и методы стрессоустойчивости и способы сохранения педагогом психологического здоровья (20,9%).

53,6% участников исследования отметили, что проходили программы неформального образования бесплатно, 36,5% – платили из личных средств. Чаще всего из личных средств свое непрерывное профессиональное развитие оплачивают педагоги дополнительного образования – 39%, учителя – 37,9%, воспитатели – 36,4%, преподаватели (СПО и вузов) – 31,1%.

Анкетирование также показало, более половины опрошенных отмечают положительное влияние мероприятий неформального образования на результативность своей педагогической деятельности.

Исследование проведено Лабораторией проблем непрерывного развития педагогических кадров, созданной РАО в партнерстве с Профсоюзом образования, под руководством заведующего Лабораторией, научного руководителя Учебного центра Профсоюза Раиса Рамазановича Загидуллина и научным руководством члена-корреспондента РАО Александра Ильича Савенкова.

Справочно

Под термином «nonformal education«, которое было переведено на русский язык как «неформальное образование», понимается обучение, которое осуществляется вне формальной системы образования, но имеет определенную структуру и порядок.