Эксперты РАО выступили на X международном форуме по педагогическому образованию IFTE-2024

Меню раздела

29–31 мая состоялся X Юбилейный международный форум по педагогическому образованию IFTE-2024, организованный Казанским (Приволжским) федеральным университетом совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Российской академией образования. Форум посвящен вопросам исследовательской трансформации педагогического образования.

«Сегодня КФУ представляет собой яркий пример вуза, успешно развивающего педагогические направления подготовки. Университет достиг заметных успехов на национальном и международном уровнях, сформировав уникальную инфраструктуру, реализовав большое число исследовательских проектов, проведя ряд крупных научных мероприятий. Самым значимым среди них является ежегодный Международный форум по педагогическому образованию. Участие в работе форума более 20 член-корреспондентов и академиков, ученых научных центров Российской академии образования задает высокую планку данному событию, наполняя его лучшей теорией и методологией педагогической и психологической наук, выводя, таким образом, сотрудничество Академии и Казанского федерального университета на качественно новый уровень», – отметила президент РАО, академик РАО О.Ю. Васильева.

И.о. вице-президента РАО, академик РАО В.С. Басюк выступил с сообщением «Педагогическое образование в системе реализации национальных целей развития Российской Федерации». Он отметил, что в контексте реализации перечня национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года в Российской академии образования ведется большой объём исследовательской и экспертно-аналитической деятельности. Российская академия образования как ключевой научный и методический центр в сфере наук об образовании видит своей миссией разработку методологии воспитания и развития личности в качестве приоритетного направления. В Академии ведется работа по разработке методологических подходов к формированию личностных результатов обучающегося через изменение подхода в воспитательной деятельности посредством интеграции потенциала микросоциума, а также развития внутренней позиции личности ребенка через систему взаимодействия взрослого и обучающегося, направленное на развитие его самосознания.

«Национальные цели развития нашей страны неразрывно связаны с задачами становления эффективного педагогического образования, то есть образования, в центре которого – достижения всей системы наук о человеке. Поэтому Российская академия образования ведет исследования в разных направлениях, обогащая педагогическую науку и педагогическое образование исследовательскими данными о состоянии дел в системе и содержании педагогической подготовки и, что особенно ценно, в вопросах развития современного детства, сохранения здоровья подрастающих поколений и благополучия в российской семье», – сказал В.С. Басюк.

Руководитель Центра развития педагогического образования РАО, член-корреспондент РАО Е.Г. Врублевская представила мониторинговое исследование состояния педагогических образовательных программ в условиях поэтапного перехода на новую систему образования. Отмечено, что в 2024 году реализуются 100% программ, обеспечивающих дополнительную профессиональную педагогическую квалификацию. Число студентов педагогических специальностей, осваивающих программы дополнительной профессиональной подготовки, составляет от 50 до 1500 человек. 70% из них выбирают программы педагог, учитель-предметник, учитель начальной школы, логопед, дефектолог.

Научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, член-корреспондент РАО Е.И. Казакова выступила с докладом на тему «Высшее педагогическое образование в контексте образовательной политики стран БРИКС» в рамках пленарного заседания Форума. Она рассказала о педагогическом образовании как инструменте достижения национальных целей развития, о школах интенсивных нагрузок, сегрегации и справедливом доступном образовании для всех.

Научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования, академик РАО Т.Н. Тихомировавыступила в качестве модератора дискуссионной площадки о научных основах профилактической работы психологической службы с обучающимися групп риска в вузах, школах и колледжах. Также Т.Н. Тихомирова провела классическое научное заседание «Психология образования: приоритеты и перспективы исследований» и выступила с ключевым докладом о методологических основаниях исследований в интересах развития психологических служб вузов, школ и организаций среднего профессионального образования. В ходе дискуссии неоднократно отмечалась ведущая координационная роль Российской академии образования в научно-методическом обеспечении деятельности психологических служб образовательных организаций и подчеркивалась необходимость более активного участия психологов в исследовательских проектах Академии.

Ключевой доклад о ресурсах психологической безопасности обучающихся в напряженной социальной среде представила заведующая лабораторией Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО И.А. Баева.

Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО С.Б. Малых подвел итоги заседания и отметил решающее значение совместной исследовательской работы ученых РАО, специалистов и руководителей психологических служб образовательных организаций по проблемам ненормативного поведения обучающихся.

Руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, член-корреспондент РАО С.Б. Лазуренко выступила на дискуссионной площадке «Ресурсы социализации и подростков с особыми образовательными потребностями».

В рамках IFTE-2024 представлены 4 международные конференции, одна из которых посвящена активному развитию сотрудничества с зарубежными коллегами в области подготовки учителей со странами БРИКС:

  1. Стандартизация содержания педагогического образования в странах БРИКС: проблемы и решения;
  2. Теория и практика междисциплинарных исследований в педагогическом образовании;
  3. Риск-ориентированное педагогическое образование: превенции деструктивного поведения, социально-психологических угроз в образовании;
  4. Этнокультурные факторы современного педагогического образования: региональный, национальный и международный опыт.

Форум IFTE – это одна из крупнейших в мире специализированных научных площадок по педагогическому образованию, организуемых в стенах Казанского федерального университета. Мероприятия Форума направлены на расширение научного мировоззрения посредством использования знаний и познавательных средств различных дисциплин с целью совершенствования педагогической науки и практики; содействие общению, укреплению сотрудничества ученых, практиков и политиков в области педагогики и психологии на благо совершенствования образования; поддержка коллег, начинающих путь в науке и практике образования, заложение основ новых проектов, партнерств; укрепление межинституционального сотрудничества для повышения уровня подготовки специалистов образовательной сферы.