В РАО прошло заседание Научно-методического совета

Меню раздела

29 сентября под председательством главного учёного секретаря президиума РАО, и.о. вице-президента РАО Светланы Вениаминовны Ивановой состоялось очередное заседание Научно-методического совета Российской академии образования. В работе приняли участие члены Научно-методического совета РАО, руководители и сотрудники структурных подразделений, специалисты научных центров Академии.

На заседании заслушан доклад «Актуальные вопросы развития педагогического образования» руководителя Центра развития педагогического образования, доктора психологических наук, профессора Светланы Алигарьевны Минюровой.

С.А. Минюрова представила комплексный обзор состояния и перспектив педагогического образования. В фокусе – разрыв между теорией и практикой, цифровая трансформация, обновление компетенций педагогов и формирование профессиональной идентичности. Доклад базировался на федеральной повестке, исследованиях и практиках Центра развития педагогического образования РАО, охватывая всю вертикаль непрерывного педагогического образования – от школьных психолого-педагогических классов до программ дополнительного профессионального педагогического образования.

Перед современным педагогическим образованием стоят следующие ключевые вызовы:

  • формирование педагогической идентичности – развитие у будущих учителей осознания миссии педагога, ценностного отношения к профессии, способности определять траекторию профессионального развития;
  • интеграция теории и практики – преодоление разрыва между теоретической подготовкой в вузе и практической деятельностью в школе, расширение возможностей для прохождения практики, создание условий для обмена опытом между студентами и учителями;
  • цифровизация образовательного пространства – внедрение в практику образования технологий искусственного интеллекта требует интеграции традиционных подходов, интерактивных платформ и инструментов, онлайн-ресурсов;
  • актуализация профессиональных компетенций – современный педагог должен обладать не только глубокими предметными знаниями, но и развитыми коммуникативными навыками, социальным интеллектом, способностью к критическому мышлению, умением работать в команде и адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Одной из приоритетных задач обозначена активизация исследований по подготовке педагогических кадров, включая изучение причин ухода учителей из профессии. Центр развития педагогического образования РАО реализует мониторинговые и экспертно-аналитические проекты, формируя единую доказательную базу для изменений.

В своём докладе С.А. Минюрова представила данные исследования «Образ учителя глазами будущих педагогов», которое в сентябре 2025 года провела Лаборатория по продвижению и PR сопровождению педагогического образования вузов Центра развития педагогического образования РАО «Аксиома Лаб».

В опросе приняли участие 7 984 студента вузов из всех федеральных округов: ЦФО – 2 070, ПФО – 2 411, СЗФО – 845, УФО – 860, СФО – 515, ЮФО – 249, СКФО – 473, ДФО –129, присоединённые территории – 432. Эти данные станут основой программ по формированию позитивного образа учителя и укреплению приверженности профессии.

В заключении С.А. Минюрова представила дорожную карту системного развития практико-ориентированной педагогической науки, направленную на создание эффективно функционирующей системы, обеспечивающей устойчивое развитие практико-ориентированной педагогической науки в Российской Федерации и формирование благоприятной среды для генерации, апробации и внедрения инновационных педагогических разработок, непосредственно влияющих на качество образования и профессиональную подготовку педагогических кадров.