19 сентября в Российской академии образования состоялся семинар «Актуальные вопросы развития модели «вуз-колледж», посвященный вопросам подготовки инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей экономики в вузах в целях обеспечения решения современных стратегических задач научно-технического и технологического развития Российской Федерации.
Семинар, организованный Центром развития высшего и среднего профессионального образования Отделения профессионального образования РАО в рамках реализации государственного задания по работе «Научно-методические основы развития национальной системы высшего технического образования и среднего профессионального образования в вузах», вызвал большой интерес у профессионального сообщества – представителей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российской академии образования, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, научных учреждений. Участниками мероприятия стали более 40 человек из Москвы, Тульской области, Чеченской Республики. Более 30 человек подключились к трансляции.
И.о. вице-президента Российской академии образования, и.о. академика-секретаря Отделения профессионального образования РАО, академик РАО М.Н. Стриханов отметил важность роли вузов в формировании и выполнении социально-экономической, инновационной повестки регионов. «Подготовка вузами крайне востребованных на региональном рынке труда кадров по программам СПО, несомненно, является одним из пунктов такой повестки. По статистике, примерно каждый пятый российский вуз реализует данный уровень образования и имеет в своей структуре соответствующие подразделения – это довольно значительный сектор российской высшей школы», – сказал М.Н. Стриханов.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, сенатор Российской Федерации Л.Н. Скаковская отметила, что сотрудничество колледжей и вузов – важнейший элемент совершенствования образовательных программ и повышения качества подготовки обучающихся. В рамках сотрудничества образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования происходит обмен опытом и знаниями между преподавателями и студентами, проводятся совместные научные и исследовательские проекты, а также создаются целые производственно-образовательные кластеры, являющиеся площадкой эффективного взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и образовательных учреждений.
И.о. начальника отдела Департамента координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Д.Д. Грамотин в своем приветственном обращении подчеркнул важность семинара для развития системы высшего образования, в частности, реализуемых федеральных проектов.
В своем докладе заместитель руководителя Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор В.М. Дёмин дал оценку состояния инженерно-технического образования в высшем и среднем профессиональным образовании. Также В.М. Дёминвыделил основные вызовы в подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей экономики и ОПК. Среди них – запрос на технологический суверенитет; переход от линейной подготовки кадров к гибкой мобильной модели; несоответствие направлений, структуры подготовки инженерно-технических кадров; отсутствие научного прогноза развития системы подготовки кадров и др.
В ходе своего доклада В.М. Дёмин представил анализ хода выполнения Государственного задания РАО по работе «Научно-методические основы развития национальной системы высшего технического образования и среднего профессионального образования в вузах».
Директор по управлению персоналом Государственной корпорации «Ростех», кандидат исторических наук, профессор МОО «Академия военных наук» Ю.Д. Цветкова представила опыт формирования системы непрерывной работы по подготовке кадров в связи с меняющимися технологиями через систему наставничества, а также отметила важность совершенствования подготовки кадров инженерно-технического профиля
Руководитель Научного центра РАО на базе БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, директор Института проблем региональной экономики Российской академии наук, заведующий кафедрой менеджмента организации БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, доктор экономических наук, профессор, профессор РАО А. Д. Шматко рассказал о реализуемой работе по укреплению модели «вуз-колледж», а также о возможных барьерах ее функционирования.
Председатель Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам негосударственного сектора образования и государственно-частного партнерства в сфере образования, ректор университета «РосНОУ», член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор В.А. Зернов отметил необходимость анализа имеющейся нормативной правовой базы функционирования модели «вуз-колледж».
Ректор Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова, доктор технических наук, профессор М.Ш. Минцаев поделился опытом университета по подготовке кадров со средним профессиональным образованием, взаимодействию со стратегическими партнерами, применению новых форм организации учебного процесса.
Научный руководитель лаборатории развития высшего профессионального образования РАО, академик Российской академии образования, член президиума РАО, доктор физико-математических наук, профессор Н.Д. Подуфалов обратил внимание участников семинара на необходимость использования кадрового потенциала организаций высшего образования в реализации модели «вуз-колледж».
Директор Технического колледжа имени С.И. Мосина Тульского государственного университета, кандидат технических наук В.Н. Скрябин рассказал об опыте реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования на базе организации высшего образования.
Заведующий лабораторией колледжа информатики и программирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации И.В. Бошелханов в своем выступлении отметил важность включения колледжей при вузах в федеральные проекты, реализуемые Министерством просвещения Российской Федерации.
Проректор по научной работе Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, заведующий кафедрой стратегических коммуникаций и государственного управления, доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор О.Г. Карпович представил опыт подготовки специалистов, способных понимать логику организации и ведения информационного противоборства в условиях серьезной турбулентности международных отношений.
Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор В.И. Блинов отметил, что актуальность семинара в условиях реализации федерального проекта «Профессионалитет» обусловлена масштабными задачами инновационного развития экономики, актуализацией государственных стандартов, программ развития высшего и среднего профессионального образования, технологий обучения и воспитания, меняющимися структурами и моделями управления образовательными организациями, осуществляющими подготовку инженерно-технических кадров. Это приводит к развитию и совершенствованию всех образовательных ресурсов при активном участии предприятий реального сектора экономики – потребителей кадров.
При подготовке к семинару было проведено анкетирование среди его участников о результатах образовательной деятельности вузов инженерно-технического профиля в рамках модели «вуз-колледж», результаты которого войдут в основу формируемой РАО актуальной базы данных о результатах образовательной деятельности вузов инженерно-технического профиля в рамках модели «вуз-колледж». Участниками семинара принято решение об использовании материалов докладов в реализации дальнейших работ и подготовке публикаций РАО.