В РАО обсудили пути решения проблемы дефицита педагогических кадров

Меню раздела

В Российской академии образования прошел круглый стол «Актуальные практики решения проблемы дефицита педагогических кадров в контексте современных реалий: программа «Профессионалитет» по направлению «Педагогика».

Участники мероприятия – ученые, руководители колледжей и техникумов, ректоры вузов, эксперты и преподаватели – обсудили реализацию федерального проекта «Профессионалитет» по направлению «Педагогика» в контексте преемственности уровней педагогического образования, взаимодействие с работодателями-партнерами, а также перспективы создания инновационных площадок РАО, представили актуальные практики педагогических колледжей, вузов и региональных кластеров. Модератором выступила руководитель Центра развития педагогического образования РАО Светлана Алигарьевна Минюрова.

«Наша общая задача – поиск решений, разработка управленческих механизмов, создание, а может быть и воссоздание наших традиционных, зарекомендовавших себя как высокий образец советской педагогической науки образовательных технологий, которые позволят ответить на вызовы и запросы современного общества, и вместе решать проблему дефицита педагогических кадров. «Профессионалитет» ставит перед академическим и научно-педагогическим сообществом очень важную задачу: разработать современное научно-методологическое сопровождение», – сказала заместитель президента Российской академии образования Жанна Витальевна Садовникова.

Заместитель директора Департамента кадровой политики Министерства просвещения Российской Федерации Сергей Степанович Антонов рассказал о подготовке педагогических кадров в условиях преемственности уровней педагогического образования и развитии системы СПО с учетом программы «Ядро среднего профессионального педагогического образования».

Директор санкт-петербургского Некрасовского педколледжа №1 Елена Юрьевна Федотова поделилась опытом работы Межрегионального отраслевого учебно-методического центра среднего профессионального образования в отрасли «Педагогика». Она информировала, что основная цель работы Центра – объединение лучших практик по повышению качества подготовки кадров. Организация также участвует в совершенствовании механизмов реализации федерального проекта «Профессионалитет». Елена Юрьевна Федотова отметила возможность создания на базе центра «единого информационного окна» по вопросам организации деятельности педагогического колледжа, которое позволило бы руководителям учебных заведений оперативно получить необходимую информацию – программы развития, методические, дидактические и другие материалы.

Директор Свердловского областного педагогического колледжа Татьяна Сергеевна Симонова указала на то, что реализация проекта «Профессионалитет» требует максимальной синхронизации профессиональной подготовки в колледже, ее содержания с запросом работодателей, а также поиска тех «заказчиков», которые станут настоящими участниками образовательного процесса на всех этапах. Рассказывая об изменениях, которые происходят с содержанием программ профессионального образования, Т. С. Симонова выделила пять направлений. Среди них – акцент общеобразовательного цикла на профессионально-ориентированном содержании образования; разработка содержания под конкретные запросы работодателя; включение содержания образования, связанного с теорией и практикой работы с цифровыми ресурсами в педагогической деятельности; освоение теоретических и методически основ организации образовательных мероприятий, направленных на ознакомление с культурным наследием региона, культурой родного края, использованием национального языка в профессиональной деятельности; выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностей служащих (вожатый, няня, младший воспитатель, фитнес-инструктор, цифровой куратор, делопроизводитель).

Ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Салават Талгатович Сагитов рассказал о созданном на базе вуза образовательном кластере среднего профессионального образования «Центр педагогических компетенций». С. Т. Сагитов отметил, что кластер не только работает со студентами учреждений СПО, но и участвует в профессиональной ориентации школьников, проведении профильных смен для подростков. Например, по итогам прохождения одной из программ учащиеся предуниверсария могут даже получить свою первую профессию – «вожатый».

Проректор по образовательной деятельности Чеченского государственного педагогического университета Румиса Абуязитовна Эльмурзаева рассказала о специфике работы с сельскими колледжами в рамках образовательного кластера. Она обратила внимание на то, что площадка кластера, созданного на базе ЧГПУ, привлекает не только студентов, но и педагогов системы СПО. Преподаватели приезжают вместе с обучающимися на занятия к мастерам, среди которых участники и финалисты регионального и федерального конкурсов «Учитель года», а также в каникулярное время проходят стажировку по работе с оборудованием, представленным в кластере. Р. А. Эльмурзаева отметила, что благодаря тому, что инфраструктура площадки не дублирует технопарки системы высшего образования, интерес к ней проявляют и студенты, и педагоги вуза.

Директор Шахтёрского педагогического колледжа Наталья Алексеевна Землянская рассказала о том, как внедрение проекта «Профессионалитет» помогает закрыть дефицит кадров для младших классов. Выпускники стали охотнее трудоустраиваться в школы благодаря увеличению количества часов практической подготовки и производственной практики – это позволяет студентам быстрее и глубже познакомиться с особенностями педагогической деятельности и приобрести необходимые навыки и умения. Н. А. Землянская добавила, что в рамках проекта в образовательную программу колледжа включены дополнительные профессиональные компетенции, ориентированные на запрос регионального работодателя, а также модуль по работе с цифровыми технологиями, в том числе нейросетями.

Старший преподаватель Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова Светлана Захаровна Винокурова презентовала возможности профессиональной ориентации и обмена опыта в рамках Афанасьевских чтений, проходящих ежегодно на базе СВФУ. Цель этого мероприятия – вовлечение студентов и аспирантов в научное изучение педагогической сферы. В рамках чтений также проводятся круглые столы, на которых члены педагогических отрядов СВФУ и Управления детских подростковых клубов Якутска, делятся со студентами методами и приемами по работе с детьми разного возраста.

Руководитель Центра опережающей профессиональной подготовки по направлению «Социальная сфера» Наталья Борисовна Удинцева рассказала об анкетировании первокурсников, исследовавшем их увлечения, источники, из которых они узнали о колледже, причины, по которым выбрали профессию. Эта информация была передана Центром в образовательные организации, в которых обучаются опрошенные, а кураторам объяснили, как работать с этими данными, чтобы выстроить индивидуальный маршрут или систему сопровождения первокурсников.

Директор Рыбинского профессионально-педагогического колледжа Ирина Геннадьевна Копотюк поделилась в своем выступлении опытом и спецификой работы образовательных кластеров в области «Педагогика». Она отметила, что сложность деятельности в рамках этого направления связна с тем, что система образования готовит кадры сама для себя, чего нет ни в одной другой отрасли. Это заставляет искать внутренние резервы для развития. Также в этой отрасли нет одного крупного работодателя, что заставляет кластеры взаимодействовать с огромным количеством «заказчиков» одновременно.

Директор Барнаульского государственного педагогического колледжа имени В. К. Штильке Михаил Борисович Самолетов отметил, что сегодня очень важно создать условия, обеспечивающие мотивированность обучающихся. Необходимые для этого условия формируются не только колледжем, но и семьей, и школой как работодателем. М. Б. Самолетов добавил, что для повышения эффективности работы кластера важно привлекать к работе муниципалитеты, в которых находятся школы, как представителей работодателя.

Куратор классов психолого-педагогической направленности средней общеобразовательной школы села Прималкинского Галина Николаевна Дудка рассказала об опыте работы с подростками в рамках программы «Мастерские роста» для повышения их мотивации к поступлению и обучению на педагогических направлениях подготовки. Она уточнила, что в ходе проекта учитель-наставник знакомит старшеклассников с азами педагогической профессии, а затем эти «подмастерья» пробуют себя в работе с детьми в начальной школе или среднем звене. Программа направлена на развитие личностного потенциала будущего педагога.

Директор Пензенского социально-педагогического колледжа Людмила Николаевна Петрова отметила, что работа в рамках «Профессионалитета» позволила выстроить внутри региона единые образовательные программы, провести мониторинг и учесть те потребности в области подготовки кадров, которые есть у муниципалитетов. Л. Н. Петрова рассказала, что особенностью их кластера является участие в нем областной профсоюзной организации работников педагогического образования. Это позволяет эффективнее работать над повышением мотивации студентов, а также концентрироваться на обеспечении кадрами не только городской, но и сельской местности.

Директор Истринского профессионального колледжа Екатерина Владимировна Унтилова сообщила о мерах поддержки молодых педагогов в Московской области и отметила, что около 90% студентов из образовательных организаций кластера на 4-м курсе уже трудоустроены по профилю.

В круглом столе также приняли участие руководитель Образовательного центра РАО Ольга Викторовна Ухалина и руководитель Аналитического центра РАО Андрей Николаевич Кузнецов. Они рассказали о направлениях совместной деятельности, которые Академия готова реализовывать вместе с представителями системы СПО. Среди них – научное обобщение и представление научного видения того, как проект «Профессионалитет» должен функционировать в рамках педагогического образования, развитие наставничества в СПО, участие педагогов в программах повышения квалификации на базе РАО.