В РАО состоялось заседание научно-методического совета

24 июня в Российской академии образования состоялось очередное заседание научно-методического совета. В работе приняли участие члены научно-методического совета РАО, руководители и сотрудники структурных подразделений, представители научных центров Академии.

С докладом на тему «Аксиологический кризис эпохи постгуманизма и задачи образования» выступила заместитель председателя НМС, главный ученый секретарь президиума РАО, академик РАО, доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова.

В своем выступлении С.В. Иванова отметила ряд проблем, связанных с антропологическим кризисом эпохи постгуманизма, с рядом характеристик современного мира, влияющих на систему образования, и выделила несколько основных вызовов системе образования. В заключение выступления С.В. Иванова отметила важность гуманитарной составляющей образования, опасность того, что крен его развития только на технологическую и утилитарную составляющие приведет к катастрофическим аксиологическим потерям и что в российском образовании этого нельзя допустить, как нельзя допустить и невнимания к другим вызовам глобального мира эпохи постгуманизма.

 «Нужно быть внимательными при постановке целей и задач, выборе методов обучения и воспитания в современных условиях. Необходимо давать отпор внешним попыткам манипулировать сознанием людей, влиять на их взгляды на уклад, явления жизни и глобальные процессы», – подчеркнула она.

В ходе оживленной дискуссии члены научно-методического совета Михаил Николаевич Стриханов, Сергей Игоревич Богданов, Михаил Львович Левицкий, Елена Юрьевна Брель и Этери Викторовна Миндзаева обсудили причины возникновения аксиологического кризиса эпохи постгуманизма и роль гуманизации в эпоху постгуманизма в системе образования.

И.о. академика-секретаря Отделения философии образования и теоретической педагогики, академик РАО М.Л. Левицкий поблагодарил Светлану Вениаминовну за поднятые актуальные вопросы гуманизма и его влияние на образование и отметил, что именно об этом  говорил в своем обращении к членам собрания Союза ректоров России Президент России Владимир Путин: «Если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой, великой, многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем – у нас с вами не будет страны. Чрезвычайно важная задача стоит перед вами в гуманитарной сфере».

В соответствии с планом работы научно-методического совета РАО на тему «Ценности постмодерна в педагогическом образовании России» выступила научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, член-корреспондента РАО, доктор педагогических наук Елена Геннадьевна Врублевская.

В ходе доклада она представила результаты анализа явлений постмодерна в педагогическом образовании, приведены педагогические компетенции времени постмодерна.

«Постмодерн – это умонастроение эпохи, особое миропонимание, что сегодня мы учим педагогов, чье мышление сформировалось под влиянием философии постмодернизма (в искусстве, кинематографе, СМИ, книгах).И именно им, в дальнейшем учить молодые поколения, которые «постмодернисты» гораздо в большей мере. И это вызов для педагогического образования. Нам важно сформировать ответ (научный, научно-методический). Поиск этого ответа может строиться только в междисциплинарной области и это прежде всего: философия культуры, лингвистика, психология, педагогика», – акцентировала внимание коллег Елена Геннадьевна.

В рамках дискуссии учёные РАО затронули вопросы философии образования в контексте аксиологических основ подготовки кадров. Присутствующие на заседании члены НМС РАО и гости задавали докладчикам большое количество вопросов, что свидетельствует об актуальности поднятых проблем.