В № 4 журнала «Психологическая наука и образование» опубликованы новые данные Всероссийского исследования студентов первых курсов вузов. Среди авторов исследования – академики РАО Виктор Стефанович Басюк, Сергей Борисович Малых, Татьяна Николаевна Тихомирова, а также руководители и специалисты психологических служб вузов России.
В фокусе исследовательского внимания оказывается феномен психической устойчивости – способности контролировать свои эмоции, проявлять целеустремленность при достижении целей, несмотря на внешние обстоятельства, рассматривать трудности как новые возможности и сохранять высокую самооценку даже после череды неудач.
Значение психической устойчивости многократно возрастает в период быстро изменяющихся социальных условий – при смене места работы или учебы, переходе на следующий уровень образования или карьеры, изменении статуса, связанного с новыми обязанностями, правами и возможностями. В сфере образования такими стремительными переменами характеризуется этап окончания школьного обучения, поступления в вуз и обучения на первом курсе.
Участие в исследовании приняли 6950 российских первокурсников из 26 вузов. Основные исследовательские результаты связаны с расчетом диапазона вариативности психической устойчивости первокурсников, определением специфики групп студентов в зависимости от стратегии поступления в вуз, выявлением связи психической устойчивости с образовательными результатами студентов на первом курсе.
В ходе исследования решена задача четкой практической ориентации – обозначены пороговые значения уровней сформированности психической устойчивости российских студентов, что расширяет возможности диагностического применения краткой версии опросника «Психическая устойчивость» в работе вузовских психологических служб.
Авторы благодарят редакционную коллегию журнала «Психологическая наука и образование» в лице главного редактора, академика РАО Виталия Владимировича Рубцова за возможность максимально широкого обнародования результатов совместной исследовательской работы ученых РАО и практиков образования в интересах совершенствования психологического сопровождения высшего образования.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.
Аудиозапись подкаста «PsyJournals Live» с представленными в статье результатами доступна по ссылке.
В 2023/24 учебном году по инициативе Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования организовано Всероссийское исследование студентов первых курсов вузов. Проект объединил 27 университетов с участием почти 7 000 первокурсников из 7 федеральных округов России.
Совместной научной работой охвачено 5 министерств и ведомств. Включены студенты 24 направлений подготовки высшего образования. География представлена 21 городом Российской Федерации.