Ученые обсудили методологию и перспективные направления современных дидактических исследований

Меню раздела

12 апреля в Российской академии образования прошло Совместное заседание Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики и Научного совета по проблемам дидактики в формате круглого стола, посвященного методологии и перспективным направлениям современных дидактических исследований.

Открывая заседание, и.о. академика -секретаря Отделения академик РАО М.Л. Левицкий отметил особое значение теоретического осмысления и поиска практических ответов на актуальные вызовы процессу обучения, в том числе в условиях цифровых информационных технологий, искусственного интеллекта и других направлений научно-технического процесса.

Доктор педагогических наук, руководитель Научного совета по проблемам дидактики  И.А. Осмоловская отметила направленность современной дидактики на такие проблемы, как переход к непрерывному образованию, необходимость уметь действовать в ситуациях неопределенности, решать нестандартные задачи. Объектом изучения дидактики становится индивидуализация и персонализация образования, в частности, репетиторство. Особого внимания требует вопрос дидактической целесообразности применения информационных и коммуникационных технологий, а также технологий виртуальной и дополненной реальности в процессе обучения. Отмечено активное развитие психодидактики, социодидактики, когнитивной дидактики, нейродидактики.

Направления обновления тезауруса дидактики на примере исследования терминологических полей представила доктор педагогических наук, директор Института управления образованием СПБ АППО, профессор кафедры педагогики и андрагогики Даутова О.Б. Исследование  проводилось совместно группой ученых Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. 

Показано, что сегодня значительное место по количеству слов, входящих в ядро научного педагогического знания, занимают термины образовательной диагностики. Это говорит об интересе общества к результативности и качеству образования, а также к увеличению объема контрольно-надзорной деятельности в образовании. Результаты исследований подтверждают масштабирование практики, порождающее новую терминологию.

В докладе профессора РАО, доктора педагогических наук, директора Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского И.Ю. Тархановой отмечено, что в современных условиях возникают основания для полипарадигмальности – одновременного существования нескольких парадигм дидактики. Это позволяет ученым отойти от задачи поиска универсальной теории образования и перейти к поиску возможных связей и переносов между различными, порой противоположными дидактическими позициями. Ученые прогнозируют, что в ближайшее время сохранится приоритет нормативно-инструктивных парадигм с точечной интеграцией в них отдельных идей, технологий, приёмов «новой дидактики». Такая ситуация обуславливается спецификой российской системы образования, ориентированной на традицию.